Вопрос о
жанровой принадлежности "Слова" не менее спорен. Сам автор памятника
называет свое произведение то "слово" ("Слово о пълку Игореве..."), то
"песнь" ("Начата же ся тъи песни по былинамь сего времени...", "Певше
песнь старымъ княземъ..."), то "повесть" ("Почнемъ же, братие, повесть
сию..."). Не имеет "Слово" аналогий среди других памятников
древнерусской литературы. Следовательно, это либо произведение
исключительное в своем жанровом своеобразии, либо - представитель
особого жанра, памятники которого до нас не дошли, так как жанр этот,
сочетающий черты книжного "слова" и эпического произведения, не был
традиционным. Возможно, произведения этого жанра, предназначенные в
первую очередь для устного исполнения, вообще редко записывались.
Д. С. Лихачев пишет, что появление таких памятников, "стоящих на
грани литературы и фольклора" (а именно таким является "Слово"), могло
быть вызвано следующим обстоятельством. В связи с происходящим
ускоренными темпами образованием феодального государства "возникает
новое историческое и патриотическое самосознание, которое требует особых
жанровых форм своего выражения. Ни система фольклорных жанров, ни
система византийско-славянских литературных жанров, перешедшая на Русь,
не были приспособляемы для выражения новых тем. Первая в силу своей
архаичности, вторая в силу своей преимущественной церковности". Это и
явилось предпосылкой создания новых жанров - "жанров политической
публицистики, жанров, воспевающих любовь к родной стране, жанров
лиро-эпических". "Слово" можно соотнести с памятниками
западно-европейского раннефеодального эпоса, например, с "Песнью о
Роланде".
А. Н. Робинсон пытается "найти и обосновать... место ("Слова о
полку Игореве") в ряду эпических произведений западного и восточного
феодального мира", то есть, учитывая, "социально-историческую близость
феодальных идеологий и культур", а с другой - народно-национальную
оригинальность. А. Н. Робинсон демонстрирует, как общие для памятников
средневекового героического эпоса мотивы (идея защиты родины, понятие
рыцарской чести, этикет взаимоотношений сюзерена и вассала, образ
тоскующей в разлуке жены или возлюбленной героя и т. д.) различно
проявляются в разных культурах и разных памятниках. В "Слове", в
частности, возможности типической идеализации героев оказались
существенно ограниченными, потому что в основе сюжета лежало современное
событие, и автор обращался к своим слушателям "с песней-рассказом о них
самих".
Особая жанровая природа "Слова" оказала большое влияние и на его
поэтику: фольклорные элементы оказываются в "Слове" органически слитыми
с элементами книжными.