Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы
Цели и задачи урока:
• актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
• развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;
• обучение анализу литературного произведения;
• подготовить учащихся к написанию сочинения;
• воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.
Оборудование:
• компьютер, диск со слайдами;
• раздаточный материал (фрагменты статьи Д.С.Лихачева "Золотое слово русской литературы”);
• иллюстрации: гравюры В.А.Фаворского, миниатюры из Радзивилловской летописи XV в. и Лицевого летописного свода XVI в.
Эпиграфы:
"Слово о полку Игореве”… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.
Д.С.Лихачев
"Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.
Д.С.Лихачев
Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ "Слова…”
Д.С.Лихачев
Ход урока
I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.
1. Постановка цели:
– Назовите главные образы поэмы.
– "Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?
– Из чего складывается образ Русской земли?
2. Самостоятельное чтение фрагмента "Образ Русской земли в "Слове...” из статьи Д.С.Лихачева "Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).
Читая текст, учащиеся делают пометки:
"P ” – уже знал;
"+” – новое;
"-” – думал иначе;
"?” – есть вопросы.
II стадия – осмысление, ее цель – аналитическое чтение текста, получение новой информации.
1. Беседа по прочитанному:
– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?
– Что показалось непонятным?
– Что удивило, взволновало?
– Что бы выделили как главное?
2. В процессе беседы составляется кластер (рис. 1):
Рис. 1
3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:
– Природа в "Слове…”;
– Люди Древней Руси в "Слове…”;
– История Руси в "Слове…”.
Группы составляют свой кластер по теме (рис. 2, 3, 4) и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.
Рис. 2.
Рис. 3
Рис. 4
4. Выступление представителя каждой группы перед классом.
5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:
Рис. 5
III стадия – стадия рефлексии. Цель ее – анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.
1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:
– Было ли вам интересно на уроке?
– Сумели ли вы получить новые знания?
– Как же создается образ Русской земли в поэме?
– Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?
2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве”?
Домашнее задание: написать сочинение "Образ Русской земли в "Слове…”
Литература к уроку:
1.Коровина В.Я. "Когда ты хочешь молвить слово…” // Литература в школе, 1995, № 4, с. 54-61.
2.Курилов А.С. Нравственные уроки "Слова о полку Игореве” // Русская словесность, 2000, № 5, с. 32-36.
3.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.
4.Прокофьев Н.И. "Слово о полку Игореве” // Литература в школе, 1985, № 4, с. 5-16.
5.Рыбаков Б.А. Как вникнуть в сущность "Слова о полку Игореве” // Литература в школе, 1990, № 4, с. 2-19.
6.Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве” и его современники. – М., 1971.
7.Слово о полку Игореве. – М., 1980.
8.Ткаченко О. Литература и традиция // Литература (ПС), 1999, № 26, с. 6-11.
9.Фогельсон И.А. Учить учиться. Формирование навыков самостоятельной работы на уроке литературы // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 5, с. 30-31.
10.Шкляревский И. Загадки и тайны "Слова о полку игореве”. – М., 1998.