Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте

    » » Урок литературы в 9-м классе по теме: "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве"

    Урок литературы в 9-м классе по теме: "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве"


    Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы

    Цели и задачи урока:

    • актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;

    • развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;

    • обучение анализу литературного произведения;

    • подготовить учащихся к написанию сочинения;

    • воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.

    Оборудование:

    • компьютер, диск со слайдами;

    • раздаточный материал (фрагменты статьи Д.С.Лихачева "Золотое слово русской литературы”);

    • иллюстрации: гравюры В.А.Фаворского, миниатюры из Радзивилловской летописи XV в. и Лицевого летописного свода XVI в.

    Эпиграфы:

    "Слово о полку Игореве”… представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь – то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

    Д.С.Лихачев

    "Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.

    Д.С.Лихачев

    Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ "Слова…”

    Д.С.Лихачев

    Ход урока

    I стадия – стадия вызова, цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.

    1. Постановка цели:

    – Назовите главные образы поэмы.

    – "Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?

    – Из чего складывается образ Русской земли?

    2. Самостоятельное чтение фрагмента "Образ Русской земли в "Слове...” из статьи Д.С.Лихачева "Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).

    Читая текст, учащиеся делают пометки:

    "P ” – уже знал;

    "+” – новое;

    "-” – думал иначе;

    "?” – есть вопросы.

    II стадия – осмысление, ее цель – аналитическое чтение текста, получение новой информации.

    1. Беседа по прочитанному:

    – Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

    – Что показалось непонятным?

    – Что удивило, взволновало?

    – Что бы выделили как главное?

    2. В процессе беседы составляется кластер (рис. 1):

    img1[1].gif

    Рис. 1

    3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:

    – Природа в "Слове…”;

    – Люди Древней Руси в "Слове…”;

    – История Руси в "Слове…”.

    Группы составляют свой кластер по теме (рис. 2, 3, 4) и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.

    img2[1].gif

    Рис. 2.

    img3[1].gif

    Рис. 3

    img4[1].gif

    Рис. 4

    4. Выступление представителя каждой группы перед классом.

    5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:

    img5[1].gif

    Рис. 5

    III стадия – стадия рефлексии. Цель ее – анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.

    1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:

    – Было ли вам интересно на уроке?

    – Сумели ли вы получить новые знания?

    – Как же создается образ Русской земли в поэме?

    – Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?

    2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве”?

    Домашнее задание: написать сочинение "Образ Русской земли в "Слове…”

    Литература к уроку:

    1.Коровина В.Я. "Когда ты хочешь молвить слово…” // Литература в школе, 1995, № 4, с. 54-61.

    2.Курилов А.С. Нравственные уроки "Слова о полку Игореве” // Русская словесность, 2000, № 5, с. 32-36.

    3.Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

    4.Прокофьев Н.И. "Слово о полку Игореве” // Литература в школе, 1985, № 4, с. 5-16.

    5.Рыбаков Б.А. Как вникнуть в сущность "Слова о полку Игореве” // Литература в школе, 1990, № 4, с. 2-19.

    6.Рыбаков Б.А. "Слово о полку Игореве” и его современники. – М., 1971.

    7.Слово о полку Игореве. – М., 1980.

    8.Ткаченко О. Литература и традиция // Литература (ПС), 1999, № 26, с. 6-11.

    9.Фогельсон И.А. Учить учиться. Формирование навыков самостоятельной работы на уроке литературы // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1990, № 5, с. 30-31.

    10.Шкляревский И. Загадки и тайны "Слова о полку игореве”. – М., 1998.


    Метки публикации: Уроки литературы

    28-10-2012 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика