Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » » Введение в Учебник-хрестоматию по литературе для 8 класса

    Введение в Учебник-хрестоматию по литературе для 8 класса

    Учебник-хрестоматия по литературе для 8 класса продолжает серию учебников-хрестоматий, разработанных по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Каждый из курсов того или иного класса отвечает общей концепции программы — четкой систематизации изучения литературы в школе — и в то же время имеет определенный («свой») аспект. Например, учебник для 5 класса уделяет большее внимание книге, ее особенностям, построению, отношению к ней писателей и т. д., учебник для 6 класса — значению художественной литературы в жизни человека, для 7 класса — особому труду писателя, для 8 класса — взаимосвязи истории и литературы, для 9 класса — подведению итогов изученному в предыдущие годы и ознакомлению с тем, что, возможно, не придется изучать подросткам, если они не будут продолжать обучение в старших классах.
    Материалы учебника-хрестоматии позволят школьникам закрепить ранее изученное, вспомнить прочитанное, познакомиться с новыми произведениями и начать готовиться к итоговым и профилирующим курсам.
    История и литература всегда шли рядом, литература отражала жизнь разных народов в самые разные эпохи их развития. Ни один из крупных писателей не ушел от исторической темы. В одном случае это были произведения, целиком посвященные историческому событию, в другом — это была история человека, семьи, сообщества, которые жили, действовали в той или иной исторической среде.
    Показать школьникам особенности тесной связи истории и литературы — одна из задач данного курса. Кроме того, в учебнике для 8 класса, как и в других учебниках по данной программе, обращено большое внимание на вечные проблемы — жизни и смерти, войны и мира, на бурные события истории и мирной будничной жизни, в которой есть страдание и счастье, любовь и ненависть, отчаяние, вражда и примирение.
    Важно, чтобы учитель сумел найти путь к сердцам и разуму школьников, чтобы учащиеся поняли замысел писателя, его воплощение, чтобы герои прочитанного произведения стали им близки и понятны, наконец, чтобы их сердца откликнулись на те проблемы, которые подняты автором, и школьники не остались равнодушными к тому, что волновало писателей.
    Однако для этого учителю следует основательно подготовить себя к занятиям — внимательно познакомиться с программой и учебником в целом и каждым его разделом в частности, рассказать школьникам об учебнике и его построении. Именно в построении статей, вопросов и заданий важно искать опору для работы над текстом.
    Произведения, которые предстоит прочитать учащимся, далеки по времени создания от наших дней, но характеры героев, их поступки, проблемы часто необычайно близки сегодняшним. Это относится к произведениям древнерусской литературы, текстам XVIII, XIX, XX веков, к произведениям русской и зарубежной литературы («Суд Шемякин» и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Кавказ» И. А. Бунина).
    Важно, чтобы учитель и школьники заметили, что включенные в учебник 8 класса художественные произведения разных столетий своими темами и проблемами как бы поддерживают друг друга, например «Суд Шемякин» в разделе древнерусской литературы и гоголевский «Ревизор» в разделе русской литературы XIX века. Военная тема присутствует практически во всех разделах, утверждая необходимость мирного решения военных конфликтов. Также во всех разделах есть произведения о любви с вариантами решений трудных ситуаций героями этих текстов. Сквозными темами являются темы природы, родины, юмористические тексты, помогающие восьмиклассникам воспринимать смешное и грустное, сострадать и улыбаться вместе с писателем.
    В разделе зарубежной литературы школьники найдут произведения, посвященные любви, государственному устройству, истории дальних стран, с которыми перекликаются и произведения русской литературы, включенные в учебник-хрестоматию. Разумеется, предполагается, что учащиеся прочитают тексты целиком, но в классе работа пойдет с отрывками из этих произведений.
    Вопросы теории литературы, к которым учитель вместе с учащимися обратится при изучении каждой из тем, расположены в конце учебника, как это было уже в 7 классе. Учителю необходимо при изучении каждой темы показывать, как пользоваться словарем и справочным разделом, сносками, вопросами и заданиями, статьями литературоведов.
    В книгу методических советов для 8 класса мы включили некоторые фрагменты из учительских разработок, подготовленные учителями Москвы, Твери, а также некоторые фрагменты статей из журнала «Литература в школе», потому что журналы, изданные в прошлые годы, начинающему учителю найти почти невозможно.
    Кроме того, в пособии использованы фрагменты уроков и литературоведческих материалов, опубликованных в разные годы А. С. Елеонской, М. С. Тесемницыной, И. И. Черновой, В. Воропаевой, П. Рощиным, Е. Аксеновой, И. Соколовой, Г. К. Бочаровым, В. В. Быковой, Н. К. Силкиным и др., для того, чтобы можно было рассматривать различные варианты и подходы к изучению того или иного произведения.
    Примерное планирование к курсу 8 класса подготовлено Н. В. Беляевой, фрагменты уроков, отзывы учащихся на новые произведения — учителями московских школ В. А. Болдиной, Е. В. Ключниковой, Е. Е. Фроловой.

    Метки публикации: Учебник литературы для 8 класса. В. Я. Коровина, И. С. Збарский

    25-01-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика