В названии романа "Лето Господне" заключена его идея. И. А. Ильин
так объясняет его: "Два солнца ходят по русскому небу: солнце
планетное, дававшее нам бурную весну, каленое лето, прощальную
красавицу-осень и строго-грозную, но прекрасную и благодатную белую
зиму; и другое солнце, духовно-православное, дававшее нам весною -
праздник светлого, очистительного Христова Воскресенья, летом и осенью -
праздники природного и жизненного благословения, зимою, в стужу, -
обетованное Рождество и духовно бодрящее Крещение. И вот Шмелев
показывает нам и всему остальному миру, как ложилась эта череда
двусолнечного вращения на русский народно-простонародный быт и как
русская душа, веками строя Россию, наполняла эти сроки Года Господня
своим трудом и молитвой. Вот откуда это заглавие "Лето Господне",
обозначающее не столько художественный предмет, сколько заимствованный у
двух Божиих Солнц строй и ритм образной смены. <...> Это сама
Россия. Это вековечный ритм ее молитвы и труда".
Напомним, что изначально слово "лето" имело в русском
языке два значения: Лето - самая теплая пора года и единица исчисления
времени. Второе, устарелое значение сохранилось в таких словах и
сочетаниях, как летописание, летосчисление, несколько лет. ("Повесть
временных лет" - так называется свод древнерусских летописей.). Заглавие
романа - "Лето Господне" - объединяет оба значения, что придает новый
глубинный смысл этому знакомому и привычному всем слову.
Лето в природе - это пора расцвета, полноты и буйства
жизненных сил, непреходящая радость бытия. Таким летним, благословенным
днем, по мнению Шмелева, становится каждый час, каждый день, каждый год
человеческой жизни, если они озарены внутренним, духовным светом -
светом Божественного присутствия.