Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Биография Ивана Сергеевича Шмелева

    Биография Ивана Сергеевича Шмелева

    Иван Сергеевич Шмелев (21 сентября 1873 – 24 июня 1950) – величайший русский писатель. В его произведениях открывается уникальный мир простого русского человека, верующего христианина, вся жизнь которого проникнута евангельским духом, согрета детской, простой и глубокой верой.
    Писатель родился в Кадашёвской слободе Замоскворечья. Отец писателя был из купеческого сословия. Сергей Иванович выполнял работу подрядчика, владел большой плотничьей артелью, держал банные заведения. Семья была патриархальная, религиозная. Отца мальчик потерял в семь лет, и именно его писатель Шмелев будет так часто упоминать в своих произведениях.
    Окончив гимназию, в 1894 году Шмелев поступает на юридический факультет Московского университета. Первый рассказ Шмелева «У мельницы» появился в журнале «Русское обозрение» в 1895 году. В октябре 1895 года вместе с молодой женой Ольгой Александровной Шмелев отправился в свадебное путешествие на Валаам. После поездки Шмелев напишет книгу очерков «На скалах Валаама». По распоряжению обер-прокурора Синода К. Победоносцева книга была задержана цензурой. После публикации в 1897 г. значительно исправленного произведения и неудачной продажи Шмелев какое-то время не решался снова заняться написанием книг. Однако перед первым свадебным путешествие Шмелев и его супруга посетили старца Варнаву Гефсиманского. И он благословил писателя, провидя будущий творческий труд Ивана Сергеевича, который станет делом его жизни.
    После окончания университета в 1898 году он прошел военную службу, позже служил несколько лет чиновником. Получив в 1907 году отставку, Шмелев стал жить в Москве.
    Особую популярность получили его произведения, написанные в 1906-1907 гг. после событий первой русской революции («По спешному делу», «Распад», «Вахмистр»). Он печатался в журналах «Русское богатство», «Русская мысль», в сборниках издательства «Знание», организованного М. Горьким. В 1911 г. он написал одно из ярких своих произведений — «Человек из ресторана», которое имело значительный успех. Критики сравнивали этот успех с дебютом Федора Михайловича Достоевского.
    В 1912 году Шмелев становится членом-вкладчиком нового издательства - «Книгоиздательства писателей в Москве» (там состояли также И. Бунин, Б. Зайцев, В. Вересаев). Именно в нем вышло собрание его сочинений в восьми томах.
    Во время Первой мировой войны Шмелев написал сборник рассказов «Суровые дни».
    Шмелев принял февральскую революцию восторженно, а вот ко времени начала октябрьской проявил истинную непримиримость. Растерянность писателя, которая также обуревала его в те дни, видится по рассказу «Неупиваемая чаша». Тогда же создается цикл из семи сказок и написанный на материале Первой мировой войны рассказ «Чужой крови» (1918-1923).
    Осенью 1918 года он уезжает в Алушту. Его сын Сергей в 1920 году вернулся из Добровольческой армии Деникина и проходил лечение от туберкулеза в госпитале Феодосии. В ноябре 1920 года он был арестован чекистами и около трех месяцев больной юноша провел в душных арестантских подвалах. В январе 1921 года он был расстрелян без суда и следствия. Долгое время Шмелев не знал о случившемся и надеялся на лучшее, однако в 1922 году один человек засвидетельствовал смерть сына писателя.
    События этого времени отразились в автобиографической повести «Солнце мертвых» (1923). В конце 1922 года Шмелев с женой Ольгой Александровной уехал в Берлин, откуда через два месяца переехал в Париж. За границей он часто печатается, одно за другим выходят его произведения (всего более двадцати книг). У писателя появился верный читатель – верующая русская эмиграция. В его произведениях через описание праздников Русской Православной Церкви, радостных моментов русской природы и московской старины происходит приобщение читателя к русской духовности.
    Однако писатель жил беднее всех среди русской эмиграции - семье часто не хватало денег на отопление, новую одежду. Иван Сергеевич не умел и не хотел заискивать перед богатыми издателями, не искал себе покровителей.
    В 1934 году писатель заболел тяжелой формой желудочного заболевания, его должны были оперировать, на что он не мог решиться. В тот самый день, когда доктор сказал, что операция не понадобится, Ивану Сергеевичу приснились рентгеновские изображения и на них слова: «Св. Серафим». Шмелев считал, что именно преподобный Серафим Саровский помог ему выздороветь. После этого писатель напишет очерк «Милость преподобного Серафима» (1935). Переживание чуда отразилось на многих произведениях писателя.
    После кончины супруги в 1936 году Шмелев посетил Псково-Печерский монастырь, находившийся тогда на территории Эстонии. Сам писатель умер от сердечного приступа во время посещения обители Покрова Божьей Матери Бюсси-ан-Отт (140 км от Парижа), чтобы взять благословение на продолжение работы над книгой «Пути небесные». В мае 2001 г. по инициативе русской общественности супругов перезахоронили в некрополе Донского монастыря в Москве.
    ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1873-1950), русский писатель. С 1922 года в эмиграции. Родился 21 сентября (3 октября) 1873 года в Москве. Москва стала одной из главных тем его творчества. Происходя из купеческой семьи, где неукоснительно соблюдались каноны православного благочестия, Шмелев, выросший в Замоскворечье, до конца жизни считал этот патриархальный мир своей духовной твердыней. Он воспет в произведениях Шмелева, ставших, согласно авторскому замыслу, апофеозом "русской национальной религиозности": в дилогии "Лето Господне" и "Богомолье" (она создавалась с конца 1920-х годов, первые издания вышли в 1933-1935 годах, полное издание в 1948 году).
    Литературная позиция Шмелева отличалась осознанной архаичностью, строгой ориентацией на классические традиции русской литературы 19 века, неприятием модернистских "холодных умозаключений, и страшных андреевских вопросов, и мистических переживаний, и легенд сологубовских". Огромное значение в его духовном и творческом формировании имело свадебное путешествие на Валаам, предпринятое в год писательского дебюта (1895; воспоминаниями об этом паломничестве навеян автобиографический очерк "Старый Валаам", 1936).
    Дореволюционные произведения Шмелева публиковались в журналах "Русское богатство", "Русская мысль", а также в сборниках организованного М. Горьким издательства "Знание". Повесть "Человек из ресторана" (1911) принесла автору славу.
    Февральская 1917 года революция была встречена Шмелевым с энтузиазмом, однако после событий октября его отношение к новой власти стало глубоко критическим. Осенью 1918 года он уехал в Алушту, где у него было небольшое имение. Там Шмелев пережил все ужасы Гражданской войны, закончившейся для него арестом и расстрелом единственного сына, белого офицера, ставшего жертвой бессудных расправ над побеженными после падения правительства Врангеля. События этого времени отразились в написанной на автобиографическом материале повести "Солнце мертвых" (1923).
    Представляя собой дневник повествователя, в который день за днем заносятся будничные эпизоды первой зимы после победы большевиков, принесшей массовые казни и голод, повесть, в которой широко применена поэтика монтажа, выразила, по мнению философа И. Ильина, начавшееся духовное перерождение: стремление страдающих и угнетенных "наполнить праведностью несовершенный способ бытия". Ильин писал о том, что скорбь Шмелева — "духовно зрячая скорбь", и доминантой его творчества назвал чувство любви к Богу.
    Свое положение в литературе эмиграции и цель, которой подчиняется его работа, Шмелев определил в речи "Душа народа" (1924), где сказано, что дело писателя, которого вынудили покинуть родину, — "оправдание России". Эту задачу Шмелев пытался решать в цикле произведений, жанр которых им самим определен как "духовный роман". Была задумана тетралогия, из которой Шмелев успел завершить лишь первые два тома романа "Пути небесные" (1937, 1948). Действие третьей части романа должно было происходить в Оптиной пустыни, где после многих потрясений и невосполнимых потерь ее герой находит душевный мир и прозревает высший смысл бытия.
    Роман, как и пользовавшаяся популярностью книга "Няня из Москвы" (1936), в которой Шмелев стремился воплотить дорогую для него идею неистребимости светлых и разумных начал, определяющих самосознание русского простого народа, вызвали многочисленные нападки на автора, выслушавшего обвинения в идеализации патриархальных основ и попытках искусственно возродить навеки исчезнувшие жизненные устои. Особенно резкой была реакция Г. Адамовича, увидевшего в книгах Шмелева глубокую провинциальность, которая превращается в коренное свойство всей литературы изгнания, и назвавшего его "литературным рантье", живущим за счет русской классики. Другие критики также не раз отмечали, что воспетая им правосланая Русь — иллюзия и мираж. Этому мнению противоречили восторженные оценки, которые проза Шмелева (повесть "На пеньках", 1925, сборник рассказов "Про одну старуху", 1927) находила у крупных западных писателей (например, у Т. Манна).
    Книга Ивана Шмелева "Лето Господне" вышла с подзаголовком "Праздники. Радости. Скорби". Вспоминая свое детство, которое для него закончилось в семь лет трагической гибелью отца, Шмелев в соответствии с церковным календарем воссоздал неизменный круг бытия "святой Руси": повседневную жизнь большого купеческого дома и работников, почитающих этот дом как свой собственный, религиозные и семейные праздники, крестные ходы, Масленицу и Великий пост, болезни и несчастья, паломничество к Святой Троице. Жажда праведности составляет, по Шмелеву, коренную черту всего русского обихода. В "Богомолье" главным событием, увиденным "сквозь искренность, чистоту и нежность младенчества", становится постижение глубоко укорененной русской религиозности. Совершая свой путь к мощам Сергия Радонежского в обществе плотника, который был для него наставником, приобщившим маленького героя к миру высших ценностей и смыслов, повествователь как бы сливается с сотнями других богомольцев, взыскующих духовной правды. Повесть становится поэмой о "духовно-религиозном солнце" (Ильин), которое никогда не перестанет сиять над Россией. После книги "Лето Господне" за Шмелевым установилась репутация писателя, наделенного, по выражению критика К. Мочульского, "памятью ясновидца", хотя в целом враждебное отношение к нему в эмигрантской среде не переменилось. Такому отношению отчасти способствовало двусмысленное поведение Шмелева в годы оккупации, когда он допустил использование своего имени и авторитета пронацистскими изданиями.
    Иван Сергеевич Шмелев умер в Бюсси-ан-От под Парижем 24 июня 1950 года.

    4-02-2014 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика