«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к
оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения
стихотворения. Особенности интонации.
«На севере диком...», «Утес», «Три пальмы».
Тема красоты, гармонии человека c миром.
Теория. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль,
амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия).
H. B. Гоголь (4 ч.).
«Ночь перед Рождеством». Картины народной жизни и родной природы.
Поэтизация чистой и светлой любви. Юмор в повести. Фантастика народных
сказок и легенд в произведении.
Теория. Юмор (развитие понятия).
H. A. Некрасов (з ч.).
«Железная дорога». Картины подневольного труда.
Мысль o величии народа – созидателя духовных и материальных
ценностей.
Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение
эпиграфа.
Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. значение
риторических вопросом.
H. C. Лесков (4 ч.).
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие,
талантливость, патриотизм.
Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над
царскими чиновниками.
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой
слов, народной этимологией.
Теория. Сказ (развитие понятия).
A. П. Чехов (2 ч.).
«Лошадиная фамилия» , «Пересолил».
Добродушный смех в рассказах. Речь героев как источник юмора.
Юмористическая ситуация.
Теория. Юмор (развитие понятия).
Родная природа в стихотворениях русских поэтов (2 ч.):
Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», Ф. И. Тютчев. «Неохотно u
несмело...» , «Листья», A. A. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила...», E. A.
Бараты некий. «Весна, весна!..» «Чудный град...», И. С. Никитин. «Встреча зимы»,
A. H. Майков. «Осень», «Пейзаж», A. K. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».
Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях o родной природе.
Из русской литературы ХХ века
A.A. Платонов (з ч.). Краткий рассказ o писателе. «B прекрасном и
яростном мире».
Труд как нравственное содержание человеческой жизни.
Положительный герой. Идея доброты, взаимопонимания, жизни для
других.
M. M. Пришвин (2 ч.). «Кладовая солнца».
Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.
Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Клaдовой
солнца». Смысл названия.
Произведения o Великой Отечественной войне (2 ч.):
С. M. Симонов. ,«Ты помнишь, Алеша, дороги Смoленщины...»; H. И.
Рыленков.
«Бой шел всю ночь...» C. C. Орлов. «Его зарыли в шар земной...», Д.
C. Самойлов.
«Сороковые». Стихотворения, рассказывающие o солдатских буднях,
пробуждающие чувство скорби перед памятью павших на полях сражений.
П. Астафьев (з ч.). «Конь c розовой гривой». Изображение быта и
жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы
B. Г. Распутин (3 ч.). «Уроки французского». Отражение в трудностей
военного времени. Жажда знаний y юного героя, его нравственная
стойкость, чувство собственного достоинства, душевная учительницы, ее
роль в жизни мальчика.
Теория. Рассказ, сюжет (развитие понятий).
Фазиль Искандер (2 ч.). «Тринaдцатый подвиг Геракла». Влияние на
формирование детского характера.
Родная природа в русском поэзии ХХ века (2 ч.): A. A. Блок, ,. ний
вечер».
C. A. Есенин. «Задремали звезды золотые...», A. A. Ахатова «Перед
весной бывают дни такие...», H. M. Ру6цов. «Звезда пол .ио. ство радости
и лечили, любви к родной природе и родине в стихах и произведениях
поэтов ХХ века.