Мифология являет собой представления человека об окружающем мире, о законах мироздания, о морали и этике. Но, помимо мифов, постепенно развивалось и искусство устного слова, фольклора; оно, не сдерживаемое канонами, становилось ярче, делало речь и жизнь человека богаче и красочнее. Песни, сказки, частушки – все эти малые произведения отражали повседневную жизнь человека, представления о счастье и справедливости, о любви и дружбе.
Фольклор (от англ. "folk lore" - народные верования, традиционные знания) существует постоянно – и сейчас рождаются новые пословицы и поговорки, загадки, анекдоты, песни и частушки, но многие произведение фольклора пережили столетия и живы до сих пор.
С XVIII века русские ученые начали собирать и записывать произведения фольклора, основав, таким образом, фольклористику.
Фольклор сопровождает человека с самого рождения: ему поют колыбельную, рассказывают сказки, он подрастает и сам начинает использовать в своей речи дразнилки и считалки, скороговорки и загадки, и до самой старости он обожает анекдоты.
В широком смысле слово "фольклор" обозначает все стороны народного искусства: танец, музыку, пение, рассказывание (сказки, басни, ), пение былины и прочее, а в узком - совпадает со значением слов "народно-поэтическое творчество", "устная словесность", "народная словесность", "народная поэзия".
Устно-поэтическое слово отличает от слова письменного, литературного следующее:
1. Устность. Фольклорное слово передавалось из уст в уста (отсюда название - "устное"), что сформировало его характерные черты, а также особую ориентацию на вкус слушателя и манеру исполнения.
Литературный текст, возникнув, более не изменялся и имел определенное авторство. Текст народной поэзии не имел автора, то есть фольклорное слово было
2. Анонимным, а поэтому каждый раз автором был в некоторой степени и рассказчик, следовательно, текст был
3. Вариативным, и зависел от вкуса и запроса слушающего коллектива. Текст был поэтому
4. Коллективным. На начальном этапе развития фольклорного слова и исполнительства звучание слова, его ритмичность имели значение большее, чем смысл. Знак, как графически значимая единица, выделился гораздо позже. Эмоционально-ритмический фон слова являлся канвой для него, поэтому фольклорный текст был
5. Синкретичным и традиционным. При всей внешне-индивидуальной свободе исполнения исполнитель текста находился во власти определенной поэтической традиции.
Типы и формы, то есть жанры фольклора, народной культуры не похожи на те, к которым привык современный человек, воспитанный на письменном, литературном слове. У фольклора свои жанры, а также свои виды - обрядовая и необрядовая поэзия.
Обрядовая поэзия, как следует из названия, сопровождала обряд. Как вид она вбирает жанры: плачи, заклички, причитания, песни, колядки, овсени и прочее.
Слово "обряд" произошло из слов "ряд", "рядить", обозначавших "порядок", "стройка", "уговор", "условие".
Обрядовое действо обозначает действие по организации обряда. Действо, как правило, обращено к силам природы, направлено на подчинение её своим интересам.
Обряд - договор, определяющий границы поступков человека по отношению к природе. Поведение человека в контексте обряда - некий спектакль по заранее написанному сценарию и организован по принципу спектакля: в нем имеются роли, драматическое событие, завязка, кульминация, развязка.
Необрядовая поэзия - это поэзия, сформировавшаяся в результате распада поэзии обрядовой, выросшая из неё, образовав новые жанры народной поэзии - песню, быличку, потешку, легенду, сказку, былину, пословицу, поговорку, загадку и прочее.
|