Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте

    » » » Русские народные сказки

    Русские народные сказки


    Сказка – "один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От других видов художественной эпики сказка отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает сказки связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов" - говорится в Большой Советской Энциклопедии.

    Имена персонажей русских народных сказок известны нашим читателям с детства и символизируют определенные архетипы, приобретая помимо собственных значений значения нарицательные.

    Русские народные сказки, как и сказки других народов, характеризуются достаточно малым набором главных героев и наличием достаточно прочной схемы построения, а также, как и былина, наличием большого количества постоянных эпитетов.

    Как схема построения, так и многие стандартные речевые обороты помогают рассказчику воссоздавать сказку.

    Часто в начале следует присказка – коротенький смешной, часто абсурдные рассказик, прибаутка, не имеющая прямого отношения к сюжету. Она служит для введения слушателя в атмосферу сказки, настройки его на необходимую "волну" восприятия: "Это только присказка, а сказка впереди..." начинается сказка с зачина - "В некотором царстве, в некотором государстве", "Жили-были"… Для разбития сказки на логические отрывки используются и другие присказки: "Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". Завершает сказку традиционный "пир на весь мир" традиционная же концовка: "И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало" или "И стали они жить-поживать, добра наживать...". Вариантов присказок, зачинов и концовок достаточно, чтобы сказитель смог выбрать из них наиболее подходящий к ситуации.

    Помимо характерных оборотов, используются стандартные схемы структуризации рассказа: так, например, используется прием троекратного повторения: большинство событий происходит последовательно в трех вариантах, и эмфаза нарастете градуировано.

    Построение сказки, таким образом, получается хорошо организованным и легко запоминающимся.

    Слова "сказка" – более позднего происхождения, чем само явление сказки: в разговорном русском языке оно активно стало использоваться только в ХVII веке. До этого было другое - "басень" (от слова "баяти" - говорить, откуда пошли "бахарь", "баюн"- рассказчик, сказочник). Слово же "сказка" содержит и указание на акт повествования (древнерусское слово "казати" значит "совершать рассказывание", то есть говорить), и указание на оформление акта говорения; приставка "с" обозначает завершение действия.

    Первые русские сказки зафиксированы в русских летописях. Это сказки "О Белгородском киселе", "О Никите Кожемяке," "О княгине Ольге".

    Первые записи русских сказок сделал иностранец - врач при дворе Ивана Грозного, а самое большое русское собрание сочинений сказок принадлежит А.Н.Афанасьеву, изданное в 50-60 годах прошлого века.

    Обычно выделяют сказки:

    - О животных.

    - Волшебные.

    - Авантюрные.

    - Бытовые.

    - Докучные.

    1. Сказки о животных, по мнению филологов, развились из первых тотемных представлений о животных. Наиболее популярны в русском народе сказки о Волке и Лисе. Оригинальны, не повторяются в других сказках мира "Колобок", "Журавль и лиса", "Кот, петух и лиса", "Лубяная и ледяная хатка", "Журавль и цапля", "Медведь - липовая нога".

    Одна из основных художественных особенностей этого вида сказки - олицетворение, когда то или иное животное наделяется определенными человеческими качествами: лиса – хитрая, медведь – жадный, заяц - трусливый. По композиции это самые простые сказки, как правило, описывающие анекдотический случай. По сути, в этих сказках животные обозначают людей, и ничего волшебного, в таком случае, в них нет.

    2. Волшебные же сказки отличает наличие определенных магических возможностей у предметов (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы) или людей (танцы Василисы премудрой, после которых образуются озера и лебеди из остатков вина и еды), а так же самих необычных существ: Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Царевны-Лягушки.

    3. Авантюрные сказки - о ловких похождениях героев. Главное событие здесь - препятствие и его преодоление (с помощью хитрости. обмана, ловкости, изворотливости ума..). Они похожи на волшебные сказки, но более заземлены: нет "тридевятого царства", есть реальное, с царевной, на которой надо бы жениться; жена, выручающая глупого мужа и так далее. Тема этих сказок - судьба, которую человек может перехитрить и обернуть себе на пользу..

    4. Бытовые сказки (их называют еще и сатирическими), рассказывают о смешных историях из жизни людей. В них главное действующее лицо не сам персонаж, а его порок - лень, глупость, злость, алчность, болтливость, пьянство, который каким-либо образом наказывается или приводит к отрицательным последствиям. По жанру - это анекдот со всеми из него вытекающими художественными особенностями.

    5. Докучные сказки – это жанр пародии на сказки традиционные, они часто бывают полные забавного абсурда и вызывают смех.

    Стилистика сказок во многом напоминает былины: троичная композиция (зачин, средина, концовка), те же метафоры и сравнения, та же гипербола. Некоторые былины напоминают сказки, например, былины о Садко, Дунае, Илье Муромце и прочих, а некоторые сказки берут свое начало в былинах.


    9-01-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика