Лев Николаевич Толстой - граф, русский писатель, член-корреспондент
(1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.
Родился 9 сентября
1828 года.
«Юный
Лев Толстой пробыл в Москве менее четырех лет. В июле 1837 года
внезапно умер его отец. (Мать Толстого скончалась, когда ему не было и
двух лет.) Осиротевшие дети переехали в Казань, где жила их опекунша,
тетка П.И. Юшкова.
Толстой прожил в Казани шесть лет. Это была пора его отрочества и
юности. Два с половиной года он готовился к поступлению в университет.
Решив стать дипломатом, Толстой держал экзамены на восточное отделение.
Он успешно выдержал экзамены по истории, географии, математике,
статистике, русской словесности, логике, английскому, французскому,
немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.
Уже в ту пору у Льва Толстого обнаружились исключительные способности
к изучению иностранных языков. Позднее сестра писателя рассказывала.
Что профессор Казембек, с которым Толстой занимался турецким и татарским
языками, находил его способности к усвоению языков необыкновенными».
«Нельзя не улыбнуться, читая в «Отрочестве» о том, как юный философ
приучал себя «спокойно переносить все неприятности жизни». Он, например,
разогревал около печки руки и потом высовывал их в форточку на мороз».
«Он скроил и сшил для себя особенный парусиновый халат, который носил
днем, а ночью превращал его в постель и одеяло, для чего приделал к
халату петли. Ходил он в туфлях на босу ногу. «В это время, - писала
С.А. Толстая, - Лев Николаевич старался быть похожим на Диогена, как он
это сам рассказывал».
«Встречаясь с Толстым-студентом на балах, казанские барышни любили
посмеяться над его застенчивостью и рассеянностью. Вот, например, что
позднее писала одна из них: «Лев Николаевич Толстой на балах был всегда
рассеян, танцевал неохотно и вообще имел вид человека, мысли которого
далеко от окружающего, и оно его мало занимает. Вследствие этой
рассеянности многие барышни находили его даже скучным кавалером...»
Ломунов К. Предисловие - в кн.: Толстой Лев Николаевич Избранные
произведения. Сост., предисл. И пояснит. Статьи К.Н. Ломунова. - М.:
Дет.лит., 1985, с. 7.
Более полная биография Льва Толстого:
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828, в
усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Скончался — 7 (20) ноября 1910,
станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.;
похоронен в Ясной Поляне.
Начиная с автобиографической трилогии «Детство» (1852), «Отрочество»
(1852-1854), «Юность» (1855-1857), исследование внутреннего мира,
моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого.
Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих
закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, проходят через
все его творчество. В повести «Казаки» (1863) герой, молодой дворянин,
ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни
простого человека. Эпопея «Война и мир» (1863-1869) воссоздает жизнь
различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года,
патриотический порыв народа, объединивший все сословия в войне с
Наполеоном. Исторические события и личные интересы, пути духовного
самоопределения личности и стихия русской народной жизни с ее «роевым»
сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического
бытия. В романе «Анна Каренина» (1873-1877) — о трагедии женщины во
власти разрушительной «преступной» страсти — Толстой обнажает основы
светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение
семейных устоев.
Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием Лев
Толстой противопоставляет самоценность жизни как таковой. С конца
1870-х годов переживавший духовный кризис, позднее захваченный идеей
нравственного усовершенствования и «опрощения» (породившей движение
«толстовства»), Толстой приходит ко все более непримиримой критике
общественного устройства — бюрократических институтов, государства,
церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры,
всего жизненного уклада «образованных классов»: роман «Воскресение»
(1889-1899), повесть «Крейцерова соната» (1887-1889), драмы «Живой труп»
(1900, опубликована в 1911) и «Власть тьмы» (1887). Одновременно
возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного
возрождения (повести «Смерть Ивана Ильича», 1884-1886, «Отец Сергий»,
1890-1898, опубликованы в 1912, «Хаджи-Мурат», 1896-1904, опубликован в
1912). Публицистические сочинения морализаторского характера «Исповедь»
(1879-1882), «В чем моя вера?» (1884), где христианские учения о любви и
всепрощении трансформируются в проповедь непротивления злу насилием.
Стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из
Ясной Поляны; умер на станции Астапово.
«Радостный период детства»
Лев Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его
мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Льву не было еще двух
лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее
духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость
к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство Толстой
придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец
Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю
добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил
прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей
занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное
влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви».
Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными:
семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы
служили богатым материалом для его произведений, отразились в
автобиографической повести «Детство».
Казанский университет
Когда Л. Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом
родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в
Казанский университет на отделение восточных языков философского
факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился
неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со
страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об
увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним
обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением
изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном),
«практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю,
географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей
степени совершенства в музыке и живописи».
«Бурная жизнь юношеского периода»
После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования
на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в
повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Лев Толстой уехал сначала в
Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в
университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками
готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то
намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в
конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма,
чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его
считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось
отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены
напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике,
который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло
серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные
наброски.
«Война и свобода»
В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил
Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Лев Никоалаевич Толстой
прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис,
Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом
был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота
казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского
круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали
материал для автобиографической повести «Казаки»(1852-63). Кавказские
впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса»
(1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована
в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил
этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две
самые противоположные вещи — война и свобода». На Кавказе Толстой
написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не
раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с
позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57,
составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес
Толстому настоящее признание.
Крымская кампания
В 1854 Лев Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест.
Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию,
в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе,
проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями).
В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы
(собирался в том числе издавать журнал для солдат), здесь он начал
писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших
огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже
Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных
критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной
«диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в
эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего
Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» —
«религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии
практической».
В кругу литераторов и за границей
В ноябре 1855 Л.Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок
«Современника» (Николай Алексеевич Некрасов, Иван Сергеевич Тургенев,
Александр Николаевич Островский, Иван Александрович Гончаров и другие),
где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов).
Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного
фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако
чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в
«Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел».
Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале
1857 — за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии
(швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в
Москву, затем — в Ясную Поляну.
Народная школа
В 1859 Лев Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей,
помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие
настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за
границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много
путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с
Александром Ивановичем Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии,
Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не
удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных
статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода
учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал
педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве
приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и
народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука»
и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был
проведен обыск (искали тайную типографию).
«Война и мир» (1863-69)
В сентябре 1862 Лев Толстой женился на восемнадцатилетней дочери
врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в
Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным
заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным
замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый
год».
Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного
счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и
переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и
Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на
Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество
редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая
тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и
лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и
мира».
Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием
широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой
картиной частной жизни, органично вписанной в историю.
Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых
Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в
том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные
запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно
был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество.
Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю
народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не
подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни
истории»).
«Анна Каренина» (1873-77)
В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить
крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Лев
Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив
композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма
Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией
молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по
образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало
работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте
слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому
стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная
критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования
«образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни — этот круг
вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору
героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих
современников, прежде всего для Федора Михайловича Достоевского, высоко
оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная»
(главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло,
беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются
как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в
1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.
Перелом (1880-е гг.)
Ход переворота, совершавшегося в сознании Льва Толстого, нашел
отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях
героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои
занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86),
«Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец
Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900,
незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903,
опубликован в 1911).
Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о
его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности
образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и
перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все
государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда,
брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в
«Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О
переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86,
опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на
английском языке в 1892, на русском — в 1954), «Что такое искусство?»
(1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в
России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).
Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве
как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в
гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот
комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии
богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские
трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80),
«Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера»
(1884), «Царство Божие внутри вас» (1893).
Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым
призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям.
В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу
насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных
произведений — драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке
пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно
упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу
произведениями Всеволода Михайловича Гаршина, Николая Семеновича Лескова
и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник»,
основанном Владимиром Григорьевичем Чертковым по инициативе и при
ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как
«выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было
прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой
заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».
В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Лев
Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение
церкви с государством, что привело его к полному разобщению с
православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно
признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что
вызвало громадный общественный резонанс.
«Воскресение» (1889-99)
Последний роман Льва Толстого воплотил весь спектр проблем,
волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов,
духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий
его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто
оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного
устройства (красота природы и лживость социального мира, правда
мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев
общества). Характерные черты позднего Толстого — откровенная, выдвинутая
на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой — сторонник нарочито
тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм,
сатирическое начало — проявились в романе со всей наглядностью.
Уход и смерть Льва Толстого
Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись
разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу
(провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью
вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая
Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.
Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой,
сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную
Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и
вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции
Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней
своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому
времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и
как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия.
Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной
Поляне.