Лариса САПОЖНИКОВА,
г. Благодарный,
Ставропольский край
Интегрированный урок по творчеству Н.М. Карамзина
Предлагаемый сценарий рекомендуется для проведения интегрированного урока по литературе и истории в профильном гуманитарном классе.
Вступительная и заключительная части игры в данной разработке опущены; правила заимствованы из телепередачи канала «Культура» «За семью печатями».
Помощник ведущего. Время первой печати!
Ведущий. Начнём с даты рождения нашего героя. Участникам игры будет несложно её вычислить, если учесть, что появился на свет он через четыре года после восшествия на престол матушки-императрицы Екатерины II и за двадцать три года до начала Великой французской революции.
(С помощью компьютера и проектора демонстрируются репродукции портрета Екатерины II и гравюры с изображением взятия Бастилии.)
Прошу вписать ответы в «Послужные формуляры».
(1766 год.)
Помощник ведущего. Время второй печати!
Ведущий. Мы, пожалуй, не станем интриговать игроков вопросом о стране, в которой наш сегодняшний герой жил. Скажем сразу, что это Россия. Но, возможно, к успеху в нашем историческом расследовании их приблизило бы знание его родного города. Если быть абсолютно точным, родился он не в самом этом городе, а в селе Михайловка, хотя именно в губернском центре по сей день стоит памятник нашему герою, возведённый ещё в 1845 году, и горожане считают его своим земляком. Надо сказать, город этот на редкость богат знаменитостями. Он — родина поэта Языкова, писателей Григоровича и Гончарова, председателя Временного правительства Керенского и вождя большевиков Ленина.
(Демонстрируются портреты и фото перечисленных лиц.)
Уважаемые игроки, как же назывался город при жизни нашего героя и как он именуется ныне?
(Симбирск; Ульяновск.)
(Демонстрируется изображение герба Симбирска.)
Помощник ведущего. Время третьей печати!
Ведущий. В ранней юности герой наш не получил систематического образования, не удивлял провинциальное общество необыкновенными познаниями. В Москве он обучался в частном пансионе, а закончив его, уехал в Петербург и поступил в гвардейский полк. Но военная служба длилась недолго: он вышел в отставку в чине поручика и вернулся в "старую столицу”. Наверное, его искания той поры были сродни размышлениям знакомого вам толстовского персонажа — Пьера Безухова из «Войны и мира».
(Демонстрируются репродукции иллюстраций Д.Шмаринова к роману «Война и мир».)
Как и Пьер, наш герой стремился к нравственному совершенствованию, к деятельности на благо людей. И это привело его в ту же организацию, что и Безухова, где надеялись они найти себя. Внимание, вопрос: членом какого объединения стал молодой человек?
(Масонской ложи.)
(Демонстрируется изображение атрибутов масонского движения.)
Помощник ведущего. Время четвёртой печати!
Ведущий. С масонами герой наш вскоре расстался, а в 1791 году к нему пришла известность. Дело в том, что он совершил путешествие по Германии, Швейцарии, Англии, а главное — по революционной Франции и опубликовал в «Московском журнале» записки об этом. В книге рассказчик-"путешественник” заводит знакомства с известными людьми, любуется красотами природы и историческими памятниками, следуя моде, посещает места, описанные в произведениях Руссо и Стерна. На фоне случившихся в действительности и выдуманных событий вырисовывается мировоззрение автора: он твёрдо верит в нравственный и социальный прогресс, а взирая на парижскую жизнь 1790 года, ясно сознаёт, что присутствует при великих явлениях, полностью меняющих ход мировой истории.
(Демонстрируются репродукции иллюстраций к «Письмам русского путешественника».)
Во Франции наш герой слушал выдающихся революционных ораторов, многих из которых знал лично. Бывал он и на выступлениях малоизвестного тогда Максимилиана Робеспьера, не подозревая, какую роль тому ещё суждено сыграть в ходе революции.
(Демонстрируется портрет М.Робеспьера.)
Давайте вспомним, уважаемые игроки, какую группировку возглавлял этот политик. В качестве подсказки предлагаю вам несколько вариантов возможного ответа.
Варианты ответов:
а) жирондисты,
б) якобинцы,
в) "бешеные”,
г) фельяны.
(Якобинцы.)
Помощник ведущего. Время пятой печати!
Ведущий. Успех "писем” о путешествии по Европе был велик, но он ни в какое сравнение не шёл с растущей популярностью стихов и повестей нашего героя. В статье под названием «Что нужно автору?» он рисует идеальный образ писателя: "Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей <...> Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого, и если сердце твоё не обольётся кровию, оставь перо <...> Но если всему горестному, всему угнетённому, всему слезящему открыт путь во чувствительную грудь твою, если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое, никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага <...> ты не будешь бесполезным писателем, и никто из добрых не взглянет сухими глазами на твою могилу... Одним словом, я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором”. Этим принципам герой наш и следовал в своём творчестве, пробуждая у публики сострадание. Поклонники с восторгом принимали каждое его новое произведение, а пруд близ Симонова монастыря в Москве, в котором утопилась героиня самой известной из его повестей, крестьянская девушка, соблазнённая и оставленная богатым молодым человеком, на целые десятилетия превратился в место паломничества.
Итак, вам предстоит ответить на вопрос: к какому стилю в литературе принадлежало творчество героя сегодняшней игры?
(Сентиментализм.)
Помощник ведущего. Время шестой печати!
Ведущий. Революция во Франции, начавшаяся во имя разума, обернулась ужасами террора. В России она откликнулась попытками властей воспрепятствовать любому выражению независимой мысли. Но после дворцового переворота 1801 года атмосфера изменилась, и наш герой вернулся к общественной жизни и стал издавать первый русский политический журнал. Позже свои взгляды на прошлое и настоящее России он обобщил в большой статье, но публиковать её не собирался. Предназначалась она самому императору. Через сестру царя, великую княгиню Екатерину Павловну, ему удалось получить возможность прочитать её лично монарху. В трактате автор, как представитель консервативного мышления полагавший, что торопливые реформы, как и революции, не самый лучший способ совершенствования государственной жизни народов, высказал резкую критику правительственной политики, и царь прислушался к этой критике.
Уважаемые игроки, впишите в свои «Послужные формуляры» имя императора, к которому обратился с запиской наш герой.
(Александр I.)
(Демонстрируется портрет Александра I.)
Ведущий. Наша игра приближается к своей кульминации, а потому дадим её участникам возможность немного передохнуть и проведём состязание зрителей.
Вопросы для игры со зрителями
1. Лучшим другом всей жизни нашего героя был поэт Иван Иванович Дмитриев.
(Демонстрируется портрет Дмитриева.)
Их характеры чрезвычайно различались, различным было и положение на служебной лестнице (ведь Дмитриев был одно время даже министром), но это нисколько не мешало их дружбе. А кто ещё, кроме Ивана Ивановича, из известных поэтов второй половины XVIII — начала XIX века занимал министерский пост?
(Державин, министр юстиции.)
(Демонстрируется портрет Г.Р. Державина.)
2. Мы уже упомянули, что наш герой внёс большой вклад в российскую культурную жизнь в качестве издателя журналов. Конечно, тиражи первой половины XIX века не сравнить с нынешними наиболее популярными изданиями. Наиболее читаемым журналом тех лет принято считать «Библиотеку для чтения» Сенковского.
(Демонстрируются изображения обложек журналов первой половины XIX века.)
Как вы думаете, каким был его максимальный тираж?
(До 7000 экземпляров.)
Помощник ведущего. Время седьмой печати!
Ведущий. В зените славы, когда ему не было и сорока, наш герой оставляет литературу, светскую жизнь, чтобы целиком посвятить себя описанию прошлого Отечества. В 1803 году он получил от императора официальное звание историографа и разрешение работать в архивах и библиотеках. Он считал историю наукой, которая должна воспитывать людей, наставлять их в повседневной жизни, и стремился создать доступное всем, увлекательное произведение, воздействующее на воображение и чувства, развивая патриотизм и нравственную чистоту. Огромный труд, созданный им, имел ошеломляющий успех у русской публики. Пушкин писал: "Все, даже светские женщины, бросались читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную”. Александр Сергеевич не сомневался, что герой наш открыл древнюю Россию, как Колумб Америку.
Итак, последний вопрос сегодняшней игры: как же назывался главный труд нашего героя?
(«История государства Российского».)
Ведущий (в случае равенства количества печатей к концу игры).
— Лидеров в нашей игре оказалось двое (трое), но победитель может быть только один, а значит, мы по традиции прибегнем к дополнительному испытанию, и соревнование продолжится до первого неверного ответа.
Дополнительные вопросы
1. Сколько томов включает в себя «История государства Российского»?
(12 томов.)
2. В каждом томе своей «Истории...» герой наш поместил подробные примечания, в которых привёл содержание летописей и других документов. Почему эти примечания стали так важны после войны 1812 года?
(Потому что многие старинные рукописи погибли при пожаре Москвы в 1812 году, и их содержание можно узнать лишь из книги нашего героя.)
(Демонстрируется репродукция гравюры с изображением московского пожара 1812 года.)
3. В 1818 году наш герой был избран почётным членом Петербургской Академии наук. А по чьей инициативе эта академия была создана?
(Императора Петра I.)
(Демонстрируется портрет Петра I.)
4. Наш герой написал несколько исторических повестей, среди которых такое блестящее произведение, как «Марфа Посадница». Какое событие российской истории описано в этой книге?
(Ликвидация самостоятельности Новгорода.)
(Демонстрируется репродукция иллюстрации к «Марфе Посаднице».)
5. Назовите наиболее известную повесть нашего героя — о девушке, утопившейся в пруду из-за неразделённой любви.
(«Бедная Лиза».)
(Демонстрируется репродукция иллюстрации к «Бедной Лизе».)
6. Во время игры был назван один из журналов, издававшихся нашим героем, — «Московский журнал». А как именовался второй, который можно считать находкой нового типа, где соседствовали литература, политика, наука?
(«Вестник Европы».)
Ведущий. Наконец мы выяснили, что героем сегодняшней игры был Николай Михайлович Карамзин, известнейший писатель, перед которым преклонялись, у которого учились, которому подражали, но наибольшую славу которому принесло главное творение его жизни — «История государства Российского». Это его А.С. Пушкин назвал "первым историком и последним летописцем” России.
(Демонстрируется портрет Н.М. Карамзина.)
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200403307