Грибоедов и Чацкий (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий современник
автора. Как и Грибоедов, он принадлежит к поколению «детей 1812 года»,
является представителем прогрессивного крыла дворянской интеллигенции. В
уста героя Грибоедов вкладывает свои мысли о бесчеловечности
крепостного права, о неприязни к тупой военщине, о непривлекательности
низкопоклонства и карьеризма, о необходимости уважать национальную
культуру, любить свой народ. В плане политического мировоззрения можно
говорить о тождестве Грибоедова с Чацким.
В личной жизни Грибоедов не был подобен своему герою. Если Софья
Фамусова изменила своей любви к Чацкому, то Нина Чавчавадзе, жена поэта,
до конца жизни хранила верность своему избраннику оставшись
семнадцатилетней вдовой, она никогда больше не вышла замуж.
Есть черты сходства и в биографиях автора и его героя. Грибоедов
сделал блестящую дипломатическую карьеру. Вместе с тем в
правительственных кругах Грибоедова не любили, относились к нему
настороженно. Отблески этих обстоятельств лежат и на биографии Чацкого:
«Татьяна Юрьевна рассказывала что-то... С министрами про вашу связь,
потом разрыв», говорит Чацкому Молчалин.
Грибоедов был одним их образованнейших людей своего времени.
Образован и одарен и его герой. «...Он малый с головой, и славно пишет,
переводит», говорит Фамусов, рекомендуя Чацкого Скалозубу, а чуть
позднее сам герой, рисуя образ своего воображаемого сторонника, признает
пауку и искусство наиболее достойными из занятий:
...Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В пауки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным...
Как и Чацкий, Грибоедов становится жертвой своего ума: арест, но
подозрению в причастности к «делу» декабристов, недоверие правительства и
«политическая ссылка» (собственные слова Грибоедова) на дипломатическую
работу в Иран, мученическая смерть в Тегеране. Чацкий навсегда покидает
Москву с «мильоном терзаний» в груди, с несбывшимися надеждами,
оскорбленным чувством. В подобном же состоянии Грибоедов через пять лет
после создания комедии навсегда покидает Россию.
Вместе с тем Чацкий не литературный автопортрет Грибоедова, он во
многом отличен от своего создателя. Прежде всего, Чацкий герой-романтик,
по своему политическому темпераменту близкий к романтикам-декабристам.
Вопрос об отношении самого Грибоедова к декабристскому движению более
сложен. В программно-политическом отношении Грибоедов, безусловно,
разделял многие взгляды декабристов и сочувствовал им, однако свою
принадлежность к тайному обществу он решительно отрицал (па допросах в
Главном штабе), признав только, что «брал участие в смелых суждениях
насчет правительства: осуждал, что казалось вредным, и желал лучшего».
Вопрос о причастности Грибоедова к декабрьским событиям 1825 года до
настоящего времени не выяснен окончательно, по не вызывает сомнения, что
в своих политических прогнозах Грибоедов, с его знанием механизмов
российской государственной машины и опытом дипломатической работы, был
отнюдь не романтиком, а трезво мыслящим реалистом. Отсюда грустная
ирония в его знаменитых словах о декабристском восстании: «Сто
прапорщиков хотят перевернуть весь государственный быт России».
Ставя под сомнение успех декабристского восстания, Грибоедов вместе с
тем не утверждал, что оно бессмысленно. Бессмысленно ли благородное
негодование Чацкого в ситуации, когда (как понимает автор и как понимает
зритель) он заведомо не будет услышан? Прав ли Пушкин, замечая, что
Чацкий неумен, ибо умный человек не стал бы «метать бисер перед
репетиловыми»? Пушкин прав в том смысле, что в жизни поведение Чацкого
вольнодумные монологи, обращенные к Фамусову, к «толпе глупцов» было бы
абсурдно и потому оно неприемлемо, психологически недостоверно в
реалистическом произведении. Но Чацкий сценический персонаж, призванный
стать проводником взглядов автора, его идеологический «двойник».
Мысли, которые Грибоедов, будучи государственным служащим и
здравомыслящим человеком, не мог себе позволить высказать открыто, он
произносит от лица своего героя. Слова Грибоедова - Чацкого о свободе и
достоинстве, о любви к своему «умному, бодрому» народу и ненависти к
рабству, его проповедь высоких идеалов все это обращено не к Фамусову, а
к современнику читателю и зрителю. В Чацком Грибоедов воплотил лучшие
черты своего поколения, лучшие свойства собственной души.