НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН
(1766—1826)
«Наталья, боярская дочь»
В программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной предложена для изучения повесть Н. М. Карамзина «Наталья, боярская дочь». Повесть эта не имеет традиции школьного изучения, что предполагает более подробные, чем обычно, методические рекомендации.
Примерное планирование темы может включать в себя следующее:
1. Вступительное слово о писателе: Н. М. Карамзин — «великий писатель во всем смысле этого слова» (Пушкин).
2. «Что Библия для христиан, то история для народов» (Карамзин). «Наталья, боярская дочь» — повесть о добрых старых временах и о молодой любви.
3. «Платя дань веку, творим для вечности» (Карамзин). Значение творчества Карамзина.
Содержание уроков по изучению повести «Наталья, боярская дочь»:
1-й урок. Краткое слово о писателе, поэте, историке, реформаторе русского языка Н. М. Карамзине. Сентиментализм как художественное противопоставление классицизму: переход от культа разума к культу чувства. Особенности русского сентиментализма (внимание к внутреннему миру человека, в том числе «маленького человека», внимание к истории родного народа). Реформа русской прозы, русского языка.
2-й урок. Аналитическая беседа по повести. Как история одной любви становится частью истории русского народа. Дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести. Воспроизведение бытовых особенностей времени в повести. Лиризм повести Карамзина.
Опережающие вопросы и задания учащимся:
Всем ученикам следует самостоятельно и заранее прочитать повесть «Наталья, боярская дочь». Подготовить цитатный письменный план содержания повести, например:
1. «Кто из нас не любит тех времен, когда русские были русскими».
2. «...в Москве белокаменной жил боярин Матвей Андреев».
3. «...венцом его счастья и радостей была любезная Наталья, единственная дочь его».
4. «...потребность любить, любить, любить...» И т. д.
— Подготовить художественный пересказ фрагмента повести по одному из разделов плана.
Вступительное слово учителя может быть следующего содержания:
«Известно, что А. С. Пушкин посвятил трагедию «Борис Годунов» (сцену «В Чудовом монастыре» вы обсуждали в 7 классе) «драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина».
Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков. Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Карамзину шел 14-й год, когда его отправили в Московский пансион, где он в совершенстве овладел немецким и французским языками, читал по-английски и по-итальянски. Еще при рождении Карамзин был записан в гвардейский Преображенский полк, и в 1782 году ему пришлось все же надеть мундир. Но в следующем году скончался отец Карамзина, Николай Михайлович вышел в отставку и уехал в Симбирск. В самый разгар французской революции Карамзин оказался в Париже и «с изумлением видел, что в великих исторических событиях можно участвовать, можно не участвовать, а можно их просто не заметить». Именно в Париже Карамзин услышал голос Истории, который с тех пор не переставал звучать в его душе.
Карамзин вернулся домой писателем, надеясь учить читателей, воспитывать в них добрые чувства, а средством для этого избрал журнал. «Московский журнал» Карамзина стал заметным явлением, а издатель его считал, что красота, искусство — лучшие воспитатели. Не случайно поэтому в повести «Наталья, боярская дочь» Карамзин писал: «Сократ говорил, что красота телесная всегда бывает изображением душевной».
Ведущее место в «Московском журнале» заняла художественная проза, в том числе повести самого Карамзина — «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза». С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки — натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной. Высшее достижение Карамзина-прозаика — «История государства Российского». Это не только глубокий исторический труд, но и замечательное художественное произведение.
«Карамзиным закончилась многовековая летописная эпоха российского прошлого. И вот в многотомной «Истории государства Российского» мы встречаем поразительные строки, которые, казалось бы, уместнее было бы прочесть в повестях «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза»: «Где нет любви, нет и души» (Р. Киреев).
Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму — сентиментализм, который сосредоточивал главное внимание на изображении мира души, противопоставлял богатству кармана богатство чувств. Время требовало от литературы понимания «языка сердца», умения говорить на этом языке. Мысль Карамзина о том, что надо «писать, как говорят, и говорить, как пишут», сохранила свое значение и в наше время. Место Карамзина в нашей литературе определил поэт П. А. Вяземский: «Эпоха преобразования сделана Ломоносовым в русском стихотворстве, эпоха преобразования в русской прозе сделана Карамзиным».
Вопросы и задания для аналитической беседы в классе:
— Как представляет Карамзин в повести «Наталья, боярская дочь» образцовое царствование? Какую роль при дворе играет верный советчик царя боярин Матвей?
— Какова бытовая обстановка в доме боярина?
— Как боярская дочь Наталья до 17 лет проводила время свое «от восхода до заката красного солнца»? Что изменилось в жизни Натальи после встречи с Алексеем? Что составило «восхитительную гармонию» чувств Натальи и Алексея? Чем были заняты молодые герои в обычное время? Какие события резко изменили уединенную жизнь Натальи и Алексея? Как это характеризует героев повести?
— Какими приемами раскрывает автор «жизнь сердца» своих героев?
— Какой характер имеют такие выражения автора: «Алексей выбежал из своего домика, сорвал первый цветочек... и в самую сию минуту запели в лесу весенние птички»? Какой оттенок повествованию придают уменьшительные суффиксы?
— Как вы понимаете название повести? В чем именно проявляется то, что Наталья не просто милая девушка, героиня любовной истории, а именно боярская дочь?
— Почему история любви двух молодых людей начинается в повести с истории русского народа?
(Использованы материалы А. Архангельского, Г. Гуковского, Ю. Лотмана, В. Муравьева, М. Рыбниковой, О. Орлова, В. Федорова, Н. Фридмана, Н. Эйдельмана, Б. Эйхенбаума.)