Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Открытый урок литературного чтения. К.Г. Паустовский «Подарок»

    Открытый урок литературного чтения. К.Г. Паустовский «Подарок»

    ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

     

    Открытый урок литературного чтения.

     

    К.Г.Паустовский «Подарок».

     Учитель: Толмацкая Е.Н.

     

    Тема: К Паустовский «Подарок».

    Цель: формировать умение анализировать литературное произведение.

    Задачи: формировать умение выделять главную мысль, работать по содержанию текста;

                    развивать логическое мышление, связную речь, умение находить в тексте языковые 

                    средства, литературные приемы; 

                    воспитывать бережное отношение к природе, умение видеть прекрасное в 

                    окружающем мире. 

    Ход урока:

    1.Организация учебного процесса.

    2.Проверка домашнего задания.

    Конкурс чтецов.  

    С каждого ряда по одному учащемуся рассказывают наизусть стихотворение «Мимо». Остальные анализируют, выбирают понравившегося.

    Соотнести рисунок и строчки из стихотворения.

    -Какая главная мысль стихотворения? (Люди спешат, торопятся, часто не замечая ничего вокруг, а иногда и губят, а между тем вокруг столько интересного и удивительного, надо только остановиться, присмотреться и оглядеться вокруг.) 

    3.Работа над новым материалом.

    Вводная беседа.

    - Сейчас послушаем героев произведений, в которых тоже рассказывается о взаимоотношениях людей и животных. Я, надеюсь вы их узнаете, и назовете рассказы, героями которых они являются. 

    1)- Раньше я был бродягой и бандитом. Воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды даже стащил жестяную банку с червями. Долго меня ловили, но не могли поймать, пока я не попался в узкий лаз под домом. Да, было страшновато. Но люди меня накормили и оставили жить у себя. Я перестал воровать, и даже совершил благородный поступок. Меня стали называть кот-милиционер. 

    2)- Сейчас я живу у Вани Малявина и его деда. Когда-то я спас деда Лариона, вывел его из лесного пожара. Правда у меня самого были опалены задние лапы и живот. После того, как деревенский ветеринар отказался меня лечить, дед с внуком отнесли меня в город, к детскому врачу, который меня и вылечил. С тех пор я живу у деда с внуком в деревне.   

    -Из каких литературных произведений эти герои? («Кот-ворюга», «Заячьи лапы») 

    -Кто объединяет их? (Автор К.Г.Паустовский)

    Библиографическая справка.(один из учащихся)

    - О чем писал Паустовский? (о природе)

    -Действительно, природа для него - это открытая книга. Он видел в ней много удивительного и необычного, с любовью и трепетом относился к ней.  

    Сообщение темы урока.

    - Отгадав ребус, узнаете название произведения, с которым сегодня познакомимся.   

    «Подарок».

    Игра «Юный толкователь»

    - В тексте встретятся слова устаревшие, или которые мы редко употребляем в речи. Нам с вами надо раскрыть их значение. Группа ребят получила задание заранее, остальные помогайте.   

    рогожа                                                        пурпур

    бересклет                                                  чваниться 

    не столкуешься                                       товарки  

    язвительно                                               лесничий 

    Первичное чтение.

    Творческое задание - фантазирование. 

    Не дочитав до конца, учитель задает вопросы.

    -Как вы думаете, чем закончится рассказ? Что будет с березкой? 

    Вопросы после чтения. 

    - Какой подарок принес Ваня писателю?

    - Удалось сохранить память о лете всю зиму? 

    Работа над содержанием.

    -На сколько смысловых частей можно поделить текст?  

    -О чем говорится в первой части? 

    Чтение первой части.  

    -Зачитайте, как люди относились к приближению осени?

    -Как вы думаете, писатель любил это время года? Докажите словами из текста.

    -Почему Ваня подарил писателю и его другу березку? Зачитайте.

    -Что сделали с березкой? Прижилась она дома? (выборочное чтение) 

    -О чем повествует вторая часть?

    -Когда будете читать, обратите внимание на описание осеннего сада и первых заморозков?

    Чтение про себя второй части.  

    -Каким увидели осенний сад? (словесное рисование) 

    -Как автор описывает березы? Какие языковые средства использует? 

    -Что происходит с березой в комнате? 

    -Какой литературный прием использовал автор при описании первых заморозков? Что такое олицетворение? Докажите, что описывая первые заморозки, писатель использует олицетворение.

    - Что произошло с березками в саду и с березкой дома, после первых заморозков?  

    Жужжащее чтение третьей части.

    -Когда будете читать, обратите внимание на то, что лесничий сказал о попытке сохранить листву на березе? И как дед Митрий объяснил облетевшие листья?

    -Какое объяснение вам больше нравится? Почему? 

    -Какая основная мысль произведения? (в природе все идет своим чередом, подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа)  

    Игра «Голова-хвост».  

    -Посмотрим, насколько вы внимательны и быстры. Я читаю начало предложения, вы должны его найти и закончить.

    4.Итог урока. 

    -Какой корень у слова подарок?

    -Что такое подарок? Какой должен быть подарок? 

    -Я думаю, вы со мной согласитесь, что дарить подарки и радовать друг друга можем не только мы, но и природа нас одаривает. Наступила - весна. Какие подарки готовит она для нас? (иллюстрации) 

    5.Оценка знаний.

    6.Домашнее задание.

    Составить план, подготовить пересказ.


    Метки публикации: Уроки литературы

    18-12-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика