Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС (102ч) Учитель БЕЗБОГОВА Л.Н.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС (102ч) Учитель БЕЗБОГОВА Л.Н.

    Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить:

    приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

    формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

    развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;

    воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

    воспитание культуры речи учащихся.

    Устно:

    Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

    Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки.

    Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).

    Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщения, доклада, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (на основе прочитанного).

    Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изученных произведений (в процессе беседы, сообщений, докладов и пр.).

    Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

    Письменно:

    Письменный развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с изученным.

    Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

    Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

    Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

    Создание письменного оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

    Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

    В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература» выпускники должны:

    чтение и восприятие

    прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения,

    воспроизвести их конкретное содержание,

    дать оценку героям и событиям;

    чтение, истолкование и оценка

    анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои;

    особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера;

    род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц;

    выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку;

    обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания;

    объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей;

    чтение и речевая деятельность

    пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;

    давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении;

    писать изложения на основе литературно-художественных текстов;

    писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся;

    писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям;

    выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть.

    Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе таким образом должны стать:

    обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

    ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

    оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»;

    ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

    Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

    начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения;

    факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

    глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

    уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

    качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

    Эти показатели в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют основные планируемые результаты обучения литературе.

    (Требования даются в соответствии с методическими рекомендациями МО РФ.)

    Программа под редакцией В.Я. Коровиной - 102 часа

    Из них по программе:

    На изучение произведений – ч.

    Развитие речи – ч.

    Внеклассное чтение – ч.

    Тема

    Кол-во часов

    № п/п

    Тип урока

    Содержание урока

    Теория литературы

    ИКТ

    Дата проведения

    Введение

    1 ч

    1

    Беседа.

    Тестирован ие.

    Введение

    Литература и ее роль в духовной жизни человека.

    Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

    Выявление уровня литературного развития учащихся

    Литература как искусство слова (углубление представлений).



    Из древнерус-ской литературы

    2

    Лекция.

    Беседа.

    Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного).

    Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

    «Слово о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника, проблема авторства.

    Русская история в «Слове...»

    Слово как жанр древнерусской литературы.

    ИКТ



    3

    Практикум.

    Художественные особенности «Слова...»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

    Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

    Подготовка к домашнему сочинению


    ИКТ


    Из литературы XVIII века

    4


    Общая характеристика русской литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве Особенности русского классицизма

    Гражданский пафос русского классицизма.

    Классицизм

    ИКТ



    5

    Лекция. Практикум.

    Михаил Васильевич Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Жизнь и творчество. (Обзор.)

    «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». М. В. Ломоносов — реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.

    Ода как жанр лирической поэзии.

    ИКТ



    6

    Беседа.

    Михаил Васильевич Ломоносов.

    «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.





    7

    Урок вн/ч

    Гавриил Романович Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество. (Обзор.)

    Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г Р. Державина «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

    «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.


    ИКТ



    8

    Практикум.

    Тема поэта и поэзии в лирике Державина.

    «Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества и новаторства. Мысль о бессмертии поэта в лирике Державина

    Традиции и новаторство




    9

    Рассказ учителя

    Практикум

    Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе.

    «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор. (главы)) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения Автор и путешественник.

    Особенности повествования в «Путешествии...».. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.

    Жанр путешествия.

    ИКТ



    10

    Лекция

    Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе и историке.

    Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

    Сентиментализм (начальные представления).

    ИКТ



    11

    Практикум

    Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.





    12

    Урок Р/Р

    Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере одного - двух произведений)




    Из

    русской литературы XIX века

    13

    Лекция

    Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература

    Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века.


    ИКТ



    14

    Лекция Практикум

    Обучение анализу лирического стихотво-рения

    Романтическая лирика начала XIX века.

    Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

    «Море». Романтический образ моря.

    «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.


    ИКТ



    15

    Беседа Практикум

    В. А. Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти.

    Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры.

    Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

    Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы

    Баллада (развитие представлений).




    16

    Лекция

    Александр Сергеевич Грибоедов.

    А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга Жизнь и творчество. (Обзор.)


    ИКТ



    17

    Беседа

    А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы.

    Особенности композиции комедии

    Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей.





    18 - 19

    Беседа

    Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»





    20 -21

    Беседа

    Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей





    22

    Урок Р/Р

    Язык комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии.

    Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)





    23

    Урок Р/Р

    Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

    Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума»




    Александр

    Сергеевич

    Пушкин

    (8 ч).

    24

    Лекция.

    Александр Сергеевич Пушкин.

    А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Слово о поэте. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).

    Лирика. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина. Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина.

    Дружба в лирика Пушкина («19 октября»). Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет.

    Полная самоотдача этому чувству.

    Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

    Реализм. Тематика лирики.

    ИКТ



    25

    Беседа

    Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар»





    26

    Семинар

    Любовь как гармония душ в интимной лирике

    А. С. Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь еще, быть может...». Адресаты любовной лирики поэта


    ИКТ



    27

    Практикум

    Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

    Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Поиски своего места в поэзии. Вдохновение художника как особое состояние творчества.

    Философско-эстетические раздумья поэта в стихотворении «Памятник», вечность идей, отраженных в нем. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.

    Обучение анализу одного стихотворения учащихся


    ИКТ



    28

    Практикум

    Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Философские размышления о жизни («Если жизнь тебя обманет...», «Элегия», «Бесы».).

    Оптимизм философской лирики Пушкина. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия.

    Обучение анализу одного стихотворения учащихся


    ИКТ



    29

    Урок контроля.

    Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А. С. Пушкина





    30


    А. С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко





    31

    Лекция

    Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» — роман в стихах. Обзор содержания.

    История создания. Замысел и композиция романа. Особенности композиции. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

    Понятие о реализме.

    ИКТ



    32

    Беседа

    Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути





    33

    Беседа

    Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.





    34

    Практикум

    Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем





    35

    Беседа

    Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа





    36

    Семинар

    Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа





    37

    Урок Р/Р

    Пушкинский роман в зеркале критики: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Ф. М. Достоевский, философская критика начала XX века. Роман А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского.

    Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»





    38

    Урок вн/ч

    А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества


    ИКТ


    Михаил Юрьевич Лермонтов.

    39

    Лекция Беседа

    Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

    Основные мотивы лирики.

    Мотивы вольности и одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой...», «Молитва». «Парус», «И скучно и грустно...»

    Пафос вольности, чувство одиночества

    Понятие

    о романтизме (закрепление понятия).

    ИКТ



    40

    Практикум

    Тема поэта и поэзии.

    Образ поэта-пророка в лирике М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали...». «Есть речи — значенье...» (1824)

    Психологизм художественной литературы (начальные представления).




    41

    Практикум

    Тема любви. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Молитва», «Нищий»





    42

    Семинар

    Эпоха безвременья в лирике М. Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание».

    Тема России и ее своеобразие. «Родина».

    Характер лирического героя и его поэзии





    43

    Лекция

    М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции.

    Особенности композиции. Век М. Ю. Лермонтова в романе

    Главные и второстепенные герои.

    Психологический роман (начальные представления).

    ИКТ



    44

    Беседа

    М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

    Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»





    45—46

    Беседа

    «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

    Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение.





    47

    Практикум

    Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

    Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий.





    48

    Практикум

    Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

    Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».





    49

    Семинар

    Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».

    Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

    Подготовка к сочинению





    50

    Урок контроля.

    Контрольная работа по лирике М. Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»




    Николай Васильевич Гоголь.

    51

    Лекция

    Николай Васильевич Гоголь.

    Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества Жизнь и творчество. (Обзор.)

    Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н. В. Гоголя.

    «Мертвые души» — история создания.

    «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

    Понятие о герое и антигерое.

    Понятие о литературном типе.

    Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.

    Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

    ИКТ



    52—53

    Беседа Практикум

    Система образов поэмы «Мертвые души».

    Обучение анализу эпизода


    ИКТ



    54

    Беседа

    Образ города в поэме «Мертвые души»





    55

    Беседа

    Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.





    56

    Семинар

    «Мертвые души» — поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора: от сатирика к пророку и проповеднику..

    Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души».

    Поэма в оценках В. Г. Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

    Подготовка к сочинению





    57

    Семинар

    Смысл названия поэмы.

    Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы.


    ИКТ


    Александр Николаевич Островский.

    58

    Лекция.

    Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

    «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

    Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

    ИКТ



    59

    Беседа

    Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок».

    Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы.

    Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

    Комедия как жанр драматургии



    Федор Михайлович Достоевский.

    60—61

    Лекция.

    Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

    «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя».

    Черты его внутреннего мира — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям.

    Повесть (развитие понятия).

    ИКТ



    62

    Беседа

    Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

    Развитие понятия о повести



    Лев Николаевич Толстой.

    63

    Урок вн/ч

    Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

    «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

    (Автобиографическая трилогия Л. Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)


    ИКТ


    Антон Павлович Чехов.

    64

    Лекция

    Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

    «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа,

    Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора.

    Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

    ИКТ



    65

    Беседа

    А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

    Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа





    66

    Урок Р/Р

    Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)». (По выбору учащихся)




    Из поэзии XIX века

    67


    Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся).

    Их стихотворения разных жанров.

    Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

    Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений

    ИКТ


    Из

    русской литературы

    XX века

    68

    Лекция

    Из русской прозы XX века

    Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

    Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.


    ИКТ


    Иван Алексеевич Бунин.

    69

    Лекция

    Беседа

    Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

    Рассказ «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича - печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.


    ИКТ



    70

    Практикум

    Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования




    Михаил Афанасьевич Булгаков.

    71


    Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

    Повесть «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Смысл названия.

    Система образов произведения. Сатира на общество шариковых и швондеров

    Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства».

    Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

    ИКТ



    72

    Практикум

    Поэтика Булгакова-сатирика.

    Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести

    Прием гротеска в повести.



    Михаил Александрович Шолохов.

    73

    Беседа

    Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

    Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.

    Образ главного героя. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика.

    Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

    ИКТ



    74

    Практикум

    Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Сказовая манера повествования. Композиция рассказа, автор и рассказчик. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

    Автор и рассказчик в произведении. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа.

    Типизация.



    Александр Исаевич Солженицын.

    75

    Беседа

    Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

    Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

    Трагизм судьбы героини.

    Жизненная основа притчи.

    Притча (углубление понятия).

    ИКТ



    76

    Беседа

    Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи





    77

    Урок контроля.

    Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям второй половины XIX и XX века




    Из русской поэзии XX века

    Общий обзор и изучение одной из монографических тем

    (по выбору учителя).

    78

    Лекция. Урок-концерт

    Из русской поэзии XX века

    Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

    Серебряный век в русской литературе

    ИКТ


    Штрихи к портретам

    79

    Беседа Практикум

    Штрихи к портретам

    Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

    «Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...».

    Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

    Символизм

    ИКТ



    80

    Беседа

    Штрихи к портретам

    Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

    «Вот уж вечер...», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».

    Тема Родины в лирике С. А. Есенина.

    Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

    Имаженизм

    ИКТ



    81

    Практикум

    Тема любви в лирике поэта.

    Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа лирики С. А. Есенина





    82—83

    Беседа Практикум

    Штрихи к портретам

    Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

    «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

    Футуризм

    Новаторство поэзии Маяковского.

    ИКТ



    84

    Лекция Беседа

    Штрихи к портретам

    Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте, поэзии, о любви, о жизни и смерти.

    «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..»

    Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.


    ИКТ



    85

    Практикум

    «Родина», «Стихи о Москве». Образ Родины в лирическом цикле М. И. Цветаевой.

    Традиции и новаторство в творческих поисках поэта





    86

    Беседа

    Штрихи к портретам

    Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

    Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».

    Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.


    ИКТ



    87

    Беседа

    Штрихи к портретам

    Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

    Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

    Акмеизм

    ИКТ



    88

    Практикум

    Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики





    89

    Беседа Практикум

    Штрихи к портретам

    Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

    Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пас-тернаковской поэзии. Философская глубина лирики Пастернака.

    Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.


    ИКТ



    90

    Беседа Практикум

    Штрихи к портретам

    Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

    Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

    Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

    ИКТ



    91

    Беседа

    А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне.




    Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

    92—93


    Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

    А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

    Романсы и песни

    ИКТ



    94

    Урок контроля.

    Зачетное занятие по русской лирике XX века




    Из зарубежной литературы

    95


    Античная лирика

    Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

    Чувства и разум в любовной лирике поэта «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Ка-тулла («Мальчику»).

    Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

    Ода. Античная ода

    ИКТ



    96

    Лекция

    Данте Алигьери. Слово о поэте.

    «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.


    ИКТ


    (Обзор с чтением отдельных сцен.)

    97

    Лекция

    Урок вн/ч

    Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.

    «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира.

    Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

    Общечеловеческое значение героев Шекспира.

    Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

    ИКТ



    98

    Урок вн/ч

    Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

    Философский характер трагедии.




    99

    Лекция

    Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете.

    Эпоха Просвещения. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

    «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

    «Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.

    Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

    Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии.

    Философско-драматическая поэма.

    ИКТ



    100


    Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины.

    Трагизм любви Фауста и Гретхен.

    Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».

    Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы.

    Гете и русская литература.





    101—102

    Беседа. Тестирова-ние.

    Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задания для летнего чтения.




    ЛИТЕРАТУРА.

    Для учителя.

    Коровина В.Я. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. 9 класс.– М., 1999.

    Коровина В.Я. и др. Программа по литературе. – М., 2000.

    Турьянская М.В. Уроки литературы в 9 классе. – М., 2000.

    Коровина Методические указания к учебнику литературы 9 класса. – М., 1998.

    Журнал Литература в школе.

    Литература. Приложение к газете «Первое сентября».

    Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

    Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

    Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.

    Для учащихся.

    Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.

    Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.

    Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.

    Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.

    Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе 9 класс. – М., 2000.

    Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2002.

    Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.

    Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.

    Произведения для заучивания наизусть.

    Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

    М.В.Ломоносов. Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (отрывок по выбору учащихся).

    Г. Р. Д е р ж а в и н. Властителям и судиям. Памятник (на выбор).

    А, С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

    А. С. Пуш кин. К Чаадаеву. Анчар. Мадона. Пророк. «Я вас любил...» (по выбору учащихся).

    Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся, например «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

    М. Ю. Л ер мо нто в. Смерть Поэта. «И скучно и грустно». Родина. Пророк. Молитва (по выбору учащихся).

    А. Блок. «Ветер принес издалека...». «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (на выбор).

    С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Разбуди меня завтра рано...». «Отговорила роща золотая...» (по выбору учащихся).

    B. В. Маяковский. Люблю (отрывок).

    М. И. Цветаева. «Идешь, на меня похожий...». «Мне нравится, что вы больны не мной...». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).

    Н.А.Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе...». «Где-то в поле возле Магадана...». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание (по выбору).

    А. А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю...». «Что ты бродишь неприкаянный...». Муза. «И упало каменное слово...» (по выбору).

    А.Т.Твардовский. Весенние строчки. «Я убит подо Ржевом...» (отрывок).

    Произведения для внеклассного чтения.

    Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

    Д. И. Ф о н в и з и н. Бригадир.

    Стихотворения М.В.Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К.Н.Батюшкова, Е. А. Баратынского.

    А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

    Н. М. Карамзин. История государства Российского.

    А. С. П у ш к и н. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

    М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

    Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

    А. Н. Островский. Пьесы.

    Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И.Тютчева, А. А.Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

    И. С. Тургенев. Первая любовь. Стихотворения.

    Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

    Ф. М.Достоевский. Белые ночи.

    А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

    И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

    М. Го р ь к и й. Мои университеты.

    Стихотворения А.А.Блока, СА.Есенина, В.В.Маяковского, М.И.Цветаевой, АА.Ахматовой, Н. А.Заболоцкого, А.Твардовского, Н.М.Рубцова, Е.А.Евтушенко, А.А. Вознесенского, Б.А. Слуцкого, И.А Бродского и др.

    М. А. Булгаков. Рассказы.

    Повести и рассказы Н.С.Лескова, В. В. Га р шин а, Г.И.Успенского, М.А.Шолохова, Ю.В.Трифонова, В. П.Астафьева.

    Исторические произведения А.Н.Толстого, Ю.Н.Тынянова, М.Алданова, М. А. Осоргина, К.Г.Паустовского и др.

    Сатирические произведения А.Т.Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера и др.

    Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева и др.

    Пьесы А. В. Вам лилова, В. С. Розова.

    Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

    Из зарубежной литературы

    У. Шекспир. Комедии и трагедии.

    Ж.-Б. Мольер. Комедии.

    Дж. Г. Байрон. Стихотворения.

    О. де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

    Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе должны стать:

    обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения;

    ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме;

    оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»; ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения.

    Общими показателями учебных достижений школьников в области литературного образования являются:

    начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы);

    глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата различных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки);

    уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений);

    качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний).

    В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников предлагаются проверочные работы трех типов, различные по содержательной направленности, полноте охвата литературного материала и характеру оценки результатов:

    работы, проверяющие знакомство школьников с произведениями, входящими в круг обязательного чтения (начитанность);

    работы, проверяющие глубину освоения литературных произведений и знаний по литературе;

    работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

    Назначение работ — оценить достижение учащимися обязательного уровня подготовки по литературе.

    Все работы могут проводиться в комплексе, поскольку представляют собой взаимосвязанную систему: либо — в зависимости от цели проверки — раздельно, либо последовательно через определенный промежуток времени.

    На наиболее ответственном этапе обучения (по завершении 9 класса) работы, проверяющие начитанность и глубину освоения литературного произведения, могут предшествовать экзаменационной аттестации, выявляя возможность допуска к экзаменам.

    В таком случае на самом экзамене учащимся должны быть предложены работы, выявляющие качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы. При этом учащиеся могут выбирать задания, соответствующие требованиям обязательного или повышенного уровня.

    Работы первого типа проверяют, как учащиеся знакомы с произведениями обязательного круга чтения; могут проводиться в конце 7, 8, 9 классов.

    Каждая из работ проверяет знание только тех произведений, которые предназначены для чтения и изучения. В редких случаях работы обращены к произведениям более широкого круга чтения.

    Работы второго типа направлены на выявление глубины освоения изученных произведений и знаний о литературе. Они имеют комплексный характер и соответствуют той аналитической деятельности, которая формируется у учащихся на уроках литературы и предусмотрена требованиями к их учебной подготовке.

    Учащимся предлагается фрагмент изученного произведения, на основании которого проверяются:

    а) знания об этом произведении;

    б) умение анализировать художественный текст.

    Такая работа как бы моделирует ту деятельность учащихся по анализу и оценке произведения, которая формируется в процессе обучения.

    Вопросы первой группы (а) проверяют знание авторства, названия произведения, места фрагмента в нем. Вопросы второй группы (б) проверяют умение анализировать предложенный текст произведения, объясняя роль художественных средств изображения, мотивы поведения героев, общий смысл фрагмента как части целого.

    Работа считается выполненной, если учащийся верно ответил на каждый вопрос первой группы (а) и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения героев и общего смысла фрагмента (б).

    Работы третьего типа направлены на проверку уровня развития речи школьников в процессе изучения литературы, который может быть проверен:

    по итогам обучения в 10 классе: изложение художественного текста и ответ на вопрос о его содержании;

    по итогам обучения в 11 классе: сочинение разных жанров и форм на материале литературных произведений;

    речевая грамотность учащихся проверяется и оценивается по нормам, действующим в курсе русского языка.

    Поскольку задания можно считать приблизительно равными по сложности и значимости, общую оценку за всю работу можно выводить как сумму верно выполненных отдельных заданий.

    Удовлетворительным («З», «зачет») можно признать результат, равный выполнению 70% предложенных заданий,

    хорошим («4») — 85%,

    отличным («5») — более 90% заданий.

    Работа считается выполненной («З», «зачет»), если учащийся выделил в тексте и объяснил роль некоторых художественных средств, указанных вопросом или найденных самим учащимся, и предложил одно из возможных объяснений мотивов поведения, отношений и характеров героев или общего смысл фрагмента, указав на связь его с проблематикой всего произведения. Это тот минимальный уровень выполнения работы, который свидетельствуете понимании учащимся героев, проблематики произведения и знании важнейших сведений о нем.

    Высоким результатом («4») можно считать такое выполнение работы, когда учащийся выделил в тексте и объяснил смысл наиболее характерных для него средств изображения и истолковал смысл всего изображенного (героев, событий, картин жизни и пр.) в тесной связи с проблематикой всего произведения, с авторским замыслом, воплощенным в нем. При таком выполнении работы важно, что учащийся понимает художественные особенности, присущие только этому произведению, этому автору, например внутренний монолог у Л. Н. Толстого, художественная деталь у А. П. Чехова. Важно также, что ученик понимает и истолковывает связь содержания фрагмента с одной из проблем произведения или указывает на место фрагмента в композиции.

    Отличным следует признать результат («5»), когда, выполняя работу, ученик истолковывает содержание фрагмента в единстве раскрываемых в нем проблем и художественных средств их воплощения. В этом случае важно осознание учеником авторской позиции, которой определяется и изображенное, и средства его воплощения. Работы такого уровня приближаются к пониманию художественного мира автора.

    Орфографические и пунктуационные ошибки отмечаются, но не учитываются. Речевые и стилистические ошибки учитываются. Если количество этих ошибок превышает положенную норму и затемняет смысл сказанного, то работа считается невыполненной. Если эти ошибки искажают смысл одного из тезисов, развиваемых автором, то оценка снижается на один балл.


    25-01-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика