№
урока |
План урока |
Тема урока
Основное содержание |
I
четверть |
1. |
|
Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты.
Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития
учащихся в начальной школе |
2. |
|
Миф «Сотворение
Земли». Восприятие мира нашими предками как сложного единства,
их представления об окружающем мире.
Языческие представления о Земле и ее создании. Понятие о мифе
(начальные представления) |
3. |
р/р |
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский
фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной
песни |
4, 5, 6. |
|
Сказка как вид
народной прозы. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.
Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки |
7,8. |
|
«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная
сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев
сказки. Образ главного героя сказки. Его моральные качества.
Герои сказки в оценке автора-народа |
9. |
в/ч |
Русские народные
сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки»:
— Мой любимый герой народной сказки.
— Почему я люблю читать сказки?
— Добро и зло в народных сказках |
10, 11. |
|
Древнерусская
литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный
памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Черты русских летописей |
12. |
|
Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов.
«Случились вместе два Астрóнома в пиру»
как юмористическое нравоучение |
13. |
в/ч |
Жанровые
особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен,
русские баснописцы XVIII в.) |
14, 15. |
|
И. А. Крылов.
Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях
(«Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»).
Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на
псарне». Развитие понятия о басне |
16. |
|
В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как
литературная сказка |
17 |
|
В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе |
18. |
р/р |
А. С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни.
«Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных
сказок. Обучение выразительному чтению |
19. |
|
А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил |
20. |
|
Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и
народной сказок. Сказка Пушкина и сказка Жуковского |
II
четверть |
21. |
в/ч |
Сказки Пушкина. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма,
строфа |
22. |
р/р |
Подготовка к
сочинению по сказкам Пушкина. Письменная классная или домашняя
работа на одну из тем:
— Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).
— В чем превосходство царевны над царицей?
— Что помогло Елисею в поисках невесты? |
23. |
|
М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический
пафос стихотворения |
24. |
р/р |
Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения
«Бородино». Обучение выразительному чтению |
25. |
|
Н. В. Гоголь.
Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
«Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести |
26. |
|
Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место» |
27. |
|
Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о
судьбе народа |
28. |
р/р |
Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть
женщины в русских селеньях...». Понятие об эпитете.
Обучение выразительному чтению |
29. |
|
И. С. Тургенев.
Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и
барыня |
30. |
|
Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна |
31. |
|
Превосходство
Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против
крепостничества в рассказе |
32. |
р/р |
Тургенев — мастер
портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Урок-практикум |
33. |
р/р |
Классное сочинение
по рассказу «Муму» на одну из тем:
— Что воспевает Тургенев в образе Герасима?
— Друзья и враги Герасима.
— В чем вина и беда барыни? |
III
четверть |
34. |
|
Л. Н. Толстой.
Рассказ о писателе.
«Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
Жилин и горцы |
35. |
|
Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике
героев |
36. |
р/р |
Обучение сочинению
по рассказу «Кавказский пленник»:
— Друзья и враги пленного Жилина.
— Жилин и Костылин: разные судьбы |
37. |
|
А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический
рассказ. Обучение составлению киносценария |
38. |
в/ч |
Рассказы Антоши
Чехонте |
39, 40 |
р/р |
Русские поэты о Родине и родной природе (А. Пушкин,
И. Никитин, И. Суриков и др.). Анализ лирического произведения |
41. |
|
И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в
рассказе |
42. |
|
В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе».
Вася и его отец |
43. |
|
Жизнь семьи
Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей |
44. |
р/р |
Изображение города
и его обитателей в повести. Сравнение как способ изображения
героев. Обучение сочинению на одну из тем:
— Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?
— Два отца: Тыбурций и судья.
— Маруся и Соня: два детства.
— Вася и отец: от вражды к пониманию |
45, 46. |
|
А. И. Куприн.
Рассказ о писателе. «Тапер». Талант и труд.
Проблемы взаимоотношений детей и взрослых.
Музыка в рассказе «Тапер». Особое восприятие прекрасного |
47, 48. |
|
П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила
характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства. Образ
Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе |
49, 50. |
|
С. Я. Маршак.
Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
Положительные и отрицательные герои.
Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» |
51, 52. |
|
А. П. Платонов.
Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика.
Душевный мир главного героя. Его отношения с природой |
53, 54. |
|
В. П. Астафьев.
Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и
его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового
озера. Автобиографичность произведения |
55. |
р/р |
Игры детей в
рассказах Саши Черного. Сочинение «Мои сверстники в русской
литературе XIX—XX вв.»
(на примере любимых литературных героев) |
IV
четверть |
56, 57. |
р/р |
Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе. И. Бунин,
А. Блок, С. Есенин и др. Анализ лирического произведения.
Обучение выразительному чтению |
58. |
|
К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на
лафете». Дети и война |
59. |
|
А. Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети
и война |
60. |
|
Р. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие
понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков.
Драматический характер баллады |
61. |
в/ч |
Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение
о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям
человека. Характер главного героя |
62, 63. 64. |
|
Х.-К. Андерсен.
Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и
фантастическое в сказке. Кай и Герда.
Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.
Символический образ Снежной королевы.
Победа добра, любви и дружбы над злом |
65. |
в/ч |
Сказки Андерсена.
Подготовка к сочинению на одну из тем:
— Моя любимая сказка Андерсена.
— О чем мечтал Андерсен в своих сказках?
— Герда против Снежной королевы.
— Добро и зло в сказках Андерсена.
— Какие поступки героев Андерсена я считаю благородными? |
66. |
в/ч |
М. Твен. Рассказ о
писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его
друзья |
67. |
в/ч |
Д. Лондон. Рассказ
о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление
героя рассказа. Жорж Санд. «О чем говорят цветы» |
68. |
в/ч |
Итоговый урок.
Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам
(письменно или устно):
— Какие книги из прочитанных за год показались мне самыми
важными и интересными и почему?
— Мои любимые литературные герои и их нравственные качества |