Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Вариант примерного тематического планирования уроков литературы в 5-м классе (68 часов)

    Вариант примерного тематического планирования уроков литературы в 5-м классе (68 часов)

    (68 часов)



    урока

    План урока

    Тема урока

    Основное содержание

     I
    четверть

    1.

     

    Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты.
    Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития
    учащихся в начальной школе

    2.

     

    Миф «Сотворение
    Земли». Восприятие мира нашими предками как сложного единства,
    их представления об окружающем мире.

    Языческие представления о Земле и ее создании. Понятие о мифе
    (начальные представления)

    3.

    р/р

    Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский
    фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной
    песни

    4, 5, 6.

     

    Сказка как вид
    народной прозы. «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой.

    Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки

    7,8.

     

    «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная
    сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев
    сказки. Образ главного героя сказки. Его моральные качества.
    Герои сказки в оценке автора-народа

    9.

    в/ч

    Русские народные
    сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки»:

    — Мой любимый герой народной сказки.

    — Почему я люблю читать сказки?

    — Добро и зло в народных сказках

    10, 11.

     

    Древнерусская
    литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный
    памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
    Черты русских летописей

    12.

     

    Из литературы XVIII века. М. В. Ломоносов.
    «Случились вместе два Астрóнома в пиру»
    как юмористическое нравоучение

    13.

    в/ч

    Жанровые
    особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен,
    русские баснописцы XVIII в.)

    14, 15.

     

    И. А. Крылов.
    Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях
    («Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»).

    Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на
    псарне». Развитие понятия о басне

    16.

     

    В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как
    литературная сказка

    17

     

    В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе

    18.

    р/р

    А. С. Пушкин. Рассказ о детских и лицейских годах жизни.
    «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных
    сказок. Обучение выразительному чтению

    19.

     

    А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
    Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил

    20.

     

    Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и
    народной сказок. Сказка Пушкина и сказка Жуковского

    II
    четверть
     

    21.

    в/ч

    Сказки Пушкина. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма,
    строфа

    22.

    р/р

    Подготовка к
    сочинению по сказкам Пушкина. Письменная классная или домашняя
    работа на одну из тем:

    — Добрые и злые силы в сказках Пушкина (на примере 1–2 сказок).

    — В чем превосходство царевны над царицей?

    — Что помогло Елисею в поисках невесты?

    23.

     

    М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический
    пафос стихотворения

    24.

    р/р

    Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения
    «Бородино». Обучение выразительному чтению

    25.

     

    Н. В. Гоголь.
    Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки»,
    «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести

    26.

     

    Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место»

    27.

     

    Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о
    судьбе народа

    28.

    р/р

    Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова. «Есть
    женщины в русских селеньях...». Понятие об эпитете.
    Обучение выразительному чтению

    29.

     

    И. С. Тургенев.
    Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и
    барыня

    30.

     

    Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна

    31.

     

    Превосходство
    Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму. Протест против
    крепостничества в рассказе

    32.

    р/р

    Тургенев — мастер
    портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). Урок-практикум

    33.

    р/р

    Классное сочинение
    по рассказу «Муму» на одну из тем:

    — Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

    — Друзья и враги Герасима.

    — В чем вина и беда барыни?

     III
    четверть
     

    34.

     

    Л. Н. Толстой.
    Рассказ о писателе.

    «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.
    Жилин и горцы

    35.

     

    Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике
    героев

    36.

    р/р

    Обучение сочинению
    по рассказу «Кавказский пленник»:

    — Друзья и враги пленного Жилина.

    — Жилин и Костылин: разные судьбы

    37.

     

    А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический
    рассказ. Обучение составлению киносценария

    38.

    в/ч

    Рассказы Антоши
    Чехонте

    39, 40

    р/р

    Русские поэты о Родине и родной природе (А. Пушкин,
    И. Никитин, И. Суриков и др.). Анализ лирического произведения

    41.

     

    И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Человек и природа в
    рассказе

    42.

     

    В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе».
    Вася и его отец

    43.

     

    Жизнь семьи
    Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей

    44.

    р/р

    Изображение города
    и его обитателей в повести. Сравнение как способ изображения
    героев. Обучение сочинению на одну из тем:

    — Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?

    — Два отца: Тыбурций и судья.

    — Маруся и Соня: два детства.

    — Вася и отец: от вражды к пониманию

    45, 46.

     

    А. И. Куприн.
    Рассказ о писателе. «Тапер». Талант и труд.

    Проблемы взаимоотношений детей и взрослых.

    Музыка в рассказе «Тапер». Особое восприятие прекрасного

    47, 48.

     

    П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила
    характера Данилы-мастера. Проблемы и тайны мастерства. Образ
    Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе

    49, 50.

     

    С. Я. Маршак.
    Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».
    Положительные и отрицательные герои.

    Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев»

    51, 52.

     

    А. П. Платонов.
    Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

    Душевный мир главного героя. Его отношения с природой

    53, 54.

     

    В. П. Астафьев.
    Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и
    его поведение в лесу. «Открытие» Васюткой нового
    озера. Автобиографичность произведения

    55.

    р/р

    Игры детей в
    рассказах Саши Черного. Сочинение «Мои сверстники в русской
    литературе XIXXX вв.»
    (на примере любимых литературных героев)

     IV
    четверть
     

    56, 57.

    р/р

    Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе. И. Бунин,
    А. Блок, С. Есенин и др. Анализ лирического произведения.
    Обучение выразительному чтению

    58.

     

    К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на
    лафете». Дети и война

    59.

     

    А. Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети
    и война

    60.

     

    Р. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие
    понятия о балладе. Бережное отношение к традициям предков.
    Драматический характер баллады

    61.

    в/ч

    Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение
    о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям
    человека. Характер главного героя

    62, 63. 64.

     

    Х.-К. Андерсен.
    Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и
    фантастическое в сказке. Кай и Герда.

    Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

    Символический образ Снежной королевы.

    Победа добра, любви и дружбы над злом

    65.

    в/ч

    Сказки Андерсена.
    Подготовка к сочинению на одну из тем:

    — Моя любимая сказка Андерсена.

    — О чем мечтал Андерсен в своих сказках?

    — Герда против Снежной королевы.

    — Добро и зло в сказках Андерсена.

    — Какие поступки героев Андерсена я считаю благородными?

    66.

    в/ч

    М. Твен. Рассказ о
    писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его
    друзья

    67.

    в/ч

    Д. Лондон. Рассказ
    о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление
    героя рассказа. Жорж Санд. «О чем говорят цветы»

    68.

    в/ч

    Итоговый урок.
    Выявление уровня литературного развития учащихся по вопросам
    (письменно или устно):

    — Какие книги из прочитанных за год показались мне самыми
    важными и интересными и почему?

    — Мои любимые литературные герои и их нравственные качества

    Источник: 


    В. Я. Коровина И. С. Збарский Литература 5 класс Методические советы Под редакцией В. И. Коровина


    9-01-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика