Номер урока |
Тип урока |
Тема урока |
I четверть |
1. |
ч/о |
Введение. Литература и история. |
2. |
ч/о |
Устное народное творчество. Отражение жизни народа в
народных песнях, частушках, преданиях. Особенности
художественной формы произведений устного народного
творчества. |
3. |
ч/о |
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
Особенности их содержания и художественной формы. |
4—5. |
ч/и |
Развитие понятия о древнерусской литературе.
Житийная литература как особый жанр. «Житие князя
Александра Невского» (фрагменты). |
6. |
в/ч |
«Суд Шемякин» как сатирическое произведение XVII
века. |
7. |
ч/о |
Н. М. Карамзин. Слово о писателе. Историческая
основа повести «Наталья, боярская дочь». |
8. |
ч/о |
События повести и характеры героев. Новаторство
повести «Наталья, боярская дочь». |
9. |
ч/о |
И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки,
просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа. |
10. |
р/р |
Обучение сочинению. Человек и история в фольклоре, в
древнерусской литературе и в литературе XVIII века
(на примере 1—2 произведений). |
11. |
ч/о |
К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. «Думы»
К. Ф. Рылеева. Характерные особенности жанра. |
12. |
ч/и |
К. Ф. Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с
русской историей. Дума Рылеева и народное предание
«О покорении Сибири Ермаком». |
13. |
ч/о |
А. С. Пушкин и история. Историческая тема в
творчестве Пушкина (на основе ранее изученного). |
14—15. |
ч/и |
Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка
его личности. Гринев и Швабрин. |
16. |
ч/и |
Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. |
17. |
ч/и |
Пугачев и народное восстание в повести и в
историческом труде Пушкина. |
18. |
р/р |
Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода из
«Капитанской дочки» А. С. Пушкина. |
II четверть |
19. |
ч/о |
М. Ю. Лермонтов и история. Историческая тема в
творчестве Лермонтова (с обобщением ранее
изученного). |
20—21. |
ч/и |
Изучение поэмы «Мцыри». Мцыри как романтический
герой. Его сила и слабость. |
22. |
р/р |
Обучение написанию сочинения «Роль описаний природы
в поэме «Мцыри» или «Анализ эпизода в поэме».
Развитие представлений о жанре поэмы. |
23. |
ч/о |
Н. В. Гоголь и его отношение к историзму в
художественном творчестве и в научном исследовании.
Исторические произведения в творчестве Гоголя. |
24. |
ч/и |
«Ревизор» как социальная комедия, способная
«высмеять все дурное в России». История создания
комедии и ее первой постановки. |
25. |
ч/и |
Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы
сатирического изображения чиновников. Понятие о
комедии. |
26. |
ч/и |
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».
Хлестаковщина как нравственное явление. |
27. |
ч/и |
Особенности композиционной структуры комедии:
специфика завязки, развития действия, кульминации,
истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.
Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в
драматическом произведении» (на примере элементов
сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). |
28. |
в/ч |
И. С. Тургенев и его отношение к русскому читателю,
культуре, народу. Нравственная проблематика «Записок
охотника» (с обобщением ранее изученного). |
29—31. |
ч/и |
Повесть И. С. Тургенева «Ася». Изображение
нравственной красоты и душевных качеств
«тургеневской девушки». Образы героев в повести
«Ася». Н. Г. Чернышевский о повести и оценка статьи
И. С. Тургеневым. |
32. |
р/р |
Урок-зачет. Литература и история в произведениях
М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова,
И. С. Тургенева. |
III четверть |
33—34. |
ч/и |
М. Е. Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к
современной ему действительности. «История одного
города» как сатира на современные писателю порядки. |
35. |
ч/о |
Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные
проблемы рассказа «Старый гений». |
36—37. |
ч/и |
Л. Н. Толстой. Слово о писателе.
Социально-нравственные проблемы в рассказе «После
бала». Психологизм рассказа. |
38. |
в/ч |
Нравственные проблемы в произведениях Л. Н.
Толстого. |
39. |
р/р |
В чем смысл критического отношения к российской
действительности в произведениях
М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. С. Лескова,
Л. Н. Толстого. |
40. |
ч/и |
А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ А. П. Чехова
«О любви» как история об упущенном счастье. |
41—42. |
ч/о |
И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в
рассказе «Кавказ». |
43—44. |
ч/о |
А. И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные
проблемы рассказа «Куст сирени». |
45—46. |
ч/и |
М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш».
Герои и их судьбы. Авторское представление о
счастье. |
47. |
р/р |
Урок-диспут «Что значит быть счастливым?».
Подготовка к домашнему сочинению на материале
рассказов А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького
или по личным впечатлениям (письменно). |
48—49. |
ч/о |
А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его
творчестве. «На поле Куликовом» (цикл
стихотворений). |
50. |
ч/о |
С. А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на
историческую тему. Образ предводителя восстания. |
51. |
р/р |
Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре,
произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. |
52. |
ч/о |
М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание
реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». |
53. |
ч/о |
И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал
писателем» — воспоминание о пути к творчеству. |
IV четверть |
54—55. |
ч/о |
Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение
исторических событий. Тэффи. «Жизнь и воротник».
М. Зощенко. «История болезни». |
56. |
ч/и |
А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий
Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Автор и
«необыкновенные читатели». |
57. |
ч/и |
Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский
характер образа Василия Теркина. Оценка поэмы в
литературной критике. Сочинение в классе. |
58. |
ч/и |
Язык поэмы «Василий Теркин». Мастерство
А. Т. Твардовского в поэме. |
59. |
ч/о |
А. П. Платонов. Слово о писателе. Нравственная
проблематика рассказа «Возвращение». |
60. |
ч/о |
Стихи и песни о Великой Отечественной войне. |
61—62. |
ч/и |
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа
«Фотография, на которой меня нет». Отражение
довоенного времени в рассказе. |
63. |
р/р |
Подготовка к домашнему сочинению «Великая
Отечественная война в произведениях писателей
XX века». |
64. |
ч/о |
Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.
Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине. |
65. |
в/ч |
У. Шекспир. Слово о писателе. Проблемы трагедии
«Ромео и Джульетта». |
66. |
в/ч |
Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера»
как сатира на государственное устройство общества. |
67. |
в/ч |
В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как
исторический роман. |
68. |
ч/о |
Литература и история в произведениях, изученных в
8 классе. Итоги года и задание на лето. |