В основе композиционной модели романа Шмелева - круг.
Принцип круговой композиции реализуется как на макроуровне (весь
роман), так и на микроуровне (отдельная глава), а также организует
пространственно-временные отношения (хронотоп), систему образов и
персонажей произведения. В центре этой замкнутой, "круглой Вселенной" -
мальчик Ваня.
Время романа. Повествование строится в соответствии с
православным церковным календарем. Кольцевая композиция романа отражает
годовой цикл календарных праздников и обрядов: действие не движется
вперед, а как бы вращается по кругу, вслед за движением солнца.
Часть первая - "Праздники" - открывается первым днем
Великого поста ("Чистый понедельник"). Мальчик с удивлением слышит, что в
такой "особенный, строгий" день отец ругает приказчика - Василь
Василича Косого. И лишь в последней главе первой части - "Масленица",
хронологически предшествующей эпизоду в кабинете отца, мы в подробностях
узнаем о "провинности" Василь Василича. "Нельзя сердиться - Прощеный
день. <...> Вот она, тишина поста. Печальные дни его наступают в
молчанье, ночью, под унылое бульканье капели". Тишина поста, сменившая
разгульное веселье масленицы, звон капели и слова покаянной
великопостной молитвы святого Ефрема Сирина: "Господи Владыко живота
моего..." - этим начинается, этим же и заканчивается первая часть
романа.
"Вот пишу "Лето Господне благоприятно". Праздники и как
они в быту отражались, и ритм их - и во всем глубокий смысл: духовный,
божественный, и космический, и душевность народная", - так сам Шмелев
определил идею произведения. Роман состоит из трех частей:
"Праздники", "Праздники-радости", "Скорби". Части вторая и
третья в сравнении с первой носят более личный характер. Если
"Праздники" и "Праздники - радости" повествуют о жизни в вере, то
"Скорби" - о смерти в вере, о том, как достодолжно подготовиться к
смерти и принять истинно христианскую кончину.
Автобиографическому циклу Шмелева давали самые
разнообразные жанровые определения. "Лето Господне" называли
романом-сказкой, романом-мифом, романом-легендой, даже романом-грезой,
подчеркивая тем самым силу творческого преображения действительности в
произведении. Но "Лето Господне" - это еще и роман воспитания, так как
его внутренний сюжет - это путешествие детской души, ее становление под
влиянием повседневного общения с миром взрослых.
Фигура мальчика Вани - организующий центр всего романа,
вокруг него строится, вращается тот мир, неотъемлемой частью которого
является и он сам. Если время романа, как уже отмечалось, цикличное,
замкнутое (действие движется по кругу), то модель пространства строится
по принципу расширяющихся концентрических кругов. Эти круги включены
друг в друга и неразрывно связаны между собой. Первый круг - самый
маленький, являющийся для Вани центром его детской Вселенной, - это дом.
Дом держится на отце. Отец - олицетворение живого, деятельного начала,
пример жизни "по совести". Второй круг - двор, Калужская улица. Фигуры
приказчика Василь Василича Косого, няньки Домнушки, балагура Дениса,
красавицы Маши выписаны Шмелевым мастерски и с любовью. Каждый из героев
при всей своей "типичности" и "обобщенности" незабываем и неповторим.
Третий круг - Москва, "колодец русскости" (И. А. Ильин), душа России, с
ее тенистыми садами, Москвой-рекой, бесчисленными храмами, древним
Кремлем. Москва у Шмелева предстает живым, одушевленным существом: она
торгует, строится, гуляет, печалится, радуется и молится. Четвертый
круг, объемлющий собой все другие, - это Россия. "Я слышу всякие имена,
всякие города России. Кружится подо мной народ, кружится голова от гула.
А внизу тихая белая река, крохотные лошадки, санки, ледок зеленый,
черные мужики, как куколки. А за рекой, над темными садами, - солнечный
туманец тонкий, в нем колокольни-тени, с крестами в искрах, - милое мое
Замоскворечье" ("Постный рынок"). Все эти расширяющиеся круги внешнего
пространства вмещает внутреннее пространство памяти
автора-повествователя.
Как уже говорилось, модель круга, организующая время и
пространство "Лета Господня", реализована и на уровне отдельных глав.
Каждая глава может рассматриваться как самостоятельное произведение,
одновременно связанное идейно и тематически с романом в целом.
Композиция главы как бы в миниатюре повторяет композицию романа. Чаще
всего повествование строится так: описываются события в доме или на
дворе, затем Горкин объясняет Ване суть происходящего, после чего
следует рассказ о том, как встречают праздник дома, в храме и во всей
Москве. Каждый описанный день являет собой целостную, самодостаточную
модель бытия. Замкнутое пространство дома вбирает в себя бесконечность,
один прожитый час - вечность, микромир - макромир. В романе это выражено
емкой формулой, начертанной на священном "золотом листе", который
подарен Горкину: "Счастлив тот дом, где пребывает мир... где брат любит
брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей! Там благодать
Господня..."
Фигура Михаилы Панкратыча Горкина, второго главного героя
романа, наставника Вани (Горкина почитают все в доме, на дворе и даже в
Москве), связывает, соединяет все композиционные круги. "Горкин!
Человек старинный, заповедный", помнящий еще прабабушку Устинью (она
"сорок лет не вкушала мяса и день и ночь молилась с кожаным ремешком по
священной книге") - хранитель благочестия и родовой памяти. "Но какие же
у него грехи? Он ведь совсем святой - старенький и сухой, как и все
святые. И еще плотник..." - думает Ваня, глядя на молящегося Горкина.
Именно Ване, чья душа еще младенчески чиста и по-детски отзывчива,
передает Горкин духовный опыт поколений: ему предстоит стать хранителем
тех заветов и устоев, на которых искони держалась русская жизнь, когда
"милый Горкин" уйдет туда, в ту жизнь, "где уже не мы, а души".
Горкин не боится говорить с ребенком о смерти. "Память
смертная", не позволяющая человеку в суете дней забывать о душе
("Делов-то пуды, а она-то - туды", - повторяет отец поговорку Горкина), -
одна из главных христианских добродетелей. Старенькому Горкину выпадает
на долю проводить в последний путь отца Вани. Но о смерти его самого в
романе
Шмелева не сказано. Горкин умереть "не может", как не может
умереть дорогое сердцу Замоскворечье, как не может исчезнуть бесследно
русский дух и сама Россия.
Циклическая, круговая композиция романа отражает
глубинный смысл произведения. Идея прогресса, с ее устремленностью в
будущее (а оно оказывается не таким светлым, как ожидают),
пренебрежением ко дню сегодняшнему, обесценивает жизнь, выхолащивает ее.
В своей книге Шмелев рассказывает о радостях и скорбях человеческого
существования. "По-мни... по-мни-и..." - слышится Ване в звуке
погребального колокола. Помни о конечности, бренности земного пути,
помни о своей бессмертной душе, не дай ей погрязнуть в суете
повседневных дел и забот, радуйся Божьему подарку - жизни. "У Бога -
всегда праздник. У Бога, что день, то и праздник" - гласит народная
мудрость. Праздник - день святой: "в день свят суеты спят". Праздник
архаичен по своей сути, в нем - память поколений (недаром всякие
революционные преобразования начинаются прежде всего с отмены старых
праздников и объявления новых). В праздник суета буден затихает, время
замедляется, давая возможность и человеку остановиться, задуматься -
прикоснуться к Вечности. Праздник был до нас, есть при нас, будет и
после. Жизнь, которую показывает нам Шмелев, устроена "по-божьи", она
едина и неизменна в своей основе: "Так все налажено, только разумей и
радуйся". Может ли возникнуть желание переделать такой миропорядок?