Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте

    » » Сюжет, композиция, жанровые особенности романа "Преступление и наказание"

    Сюжет, композиция, жанровые особенности романа "Преступление и наказание"


    "Преступление и наказание" - роман о преступлении, тем не менее никак не подходящий по определение детективного жара: повествование развивается не вокруг поиска виновных - убийца известен с самого начала - но вокруг психологического состояния Раскольникова, вокруг его решений и поступков, вокруг его метаний.

    Другие персонажи романа большей частью служат раскрытию драмы, происходящей в душе Раскольникова, но при этом они не утрачивают самостоятельности:"...Раскольников - единственный герой книги. Все остальные - проекции его души. Тут-то и находит объяснение феномен двойников. Каждый персонаж, вплоть до случайных прохожих, вплоть до забитой насмерть лошади из сна Раскольникова, отражает частичку его личности" (П. Вайлъ, А. Генис. "Страшный суд").

    Помимо истории самого Раскольникова, в романе еще две сюжетных линии тесно переплетенных с самим Раскольниковым и его теорией: история семьи Мармеладовых и судьба Дунечки и Пульхерии Александровны, а также связанная с ними история Свидригайлова и Лужина.

    Состоящий из шести частей и эпилога роман, "построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка - преступление. Вторая - наказание" (П. Вайлъ, А. Генис. "Страшный суд"), причем из шести частей описанию преступления посвящена лишь одна, все же остальные представляют собой "наказание" - анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления. Но вся поэтика романа подчиняется основной цели - духовному воскресению, преображению героя.

    Трагические метания Раскольникова вовлекают всех действующих лиц: "Каждое лицо входит... в его внутреннюю речь не как характер или тип, не как фабульное лицо его жизненного сюжета (сестра, жених сестры и т. п.), а как символ некоторой жизненной установки и идеологической позиции, как символ определенного жизненного решения тех самых идеологических вопросов, которые его мучают" (М. М. Бахтин). Разумихин, Свидригайлов, Лужин, Мармеладов, Соня, Порфирий Петрович становятся для Раскольникова как бы иллюстрацией к ее теории, "разрешением, не согласным с тем, к которому пришел он сам, поэтому каждый задевает его за живое и получает твердую роль в его внутренней речи".

    Отказ Раскольникова от своей теории и возвращение к вечным ценностям происходит только в эпилоге и подчеркивается многократно повторенным эпитетом: "бесконечное счастье", "бесконечные источники жизни", "бесконечно любит", "бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания".

    Метки публикации: Анализ произведения

    27-09-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика