Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте

    » » Урок литературы в 8 классе на тему: " Образ Германна в повести А.С.Пушкина " Пиковая Дама"

    Урок литературы в 8 классе на тему: " Образ Германна в повести А.С.Пушкина " Пиковая Дама"


    ТАМБОВ 2010

    Тема урока: Образ Германна в повести А.С.Пушкина «Пиковая Дама»

    Форма урока: урок-беседа

    Задачи урока:

    1) развивать речевые навыки (пересказ, участие в диалоге);

    2) развивать умение обобщать факты;

    3) формировать навык составления психологического портрета Германна;

    4) добиться понимания учащимися того, что преступление против человека убивает в преступнике личность;

    5) пробудить чувство ответственности за свою собственную жизнь, за свои поступки.

    Оборудование урока: иллюстрация художника А.Бенуа к повести «Пиковая Дама», три карты («тройка», «семёрка», «туз»), свеча

    Оформление доски:

    Эпиграф: Деньги, - вот чего алкала его душа! А.С.Пушкин «Пиковая Дама»

    Строки, характеризующие Германна:

    1) «Он был ………. и …………, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней …………».

    2) «………., …………….. и …………..: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне ………… и ………….».

    3) «……….. у него профиль ………….., а душа …………».

    Ход урока

    I. Оргмомент (учитель сообщает задачи урока).

    II. Работа над составлением психологического портрета Германна.

    Ученики называют основные черты характера героя. Один ученик работает с предложениями у доски, вставляет пропущенные слова (скрытен, честолюбив, бережливость; расчёт, умеренность, трудолюбие доставит покой и независимость; профиль Наполеона, а душа Мефистофеля).

    - Что значит честолюбие? (Искательство внешней чести, уважения, почёта, почестей. Честолюбивый человек – страстный к чинам, отличиям, славе и потому действующий не по нравственным убеждениям).

    - Какова цель жизни Германна? (Покой и независимость).

    - Что поможет, по мнению Германна, обрести покой и независимость?

    ( Деньги).

    - Какими средствами герой хочет добиться покоя и независимости? (Расчёт, умеренность и трудолюбие).

    - Что меняется, когда Германн узнаёт анекдот о 3 картах? ( Цель та же, но средства меняются. Германн, обладая сильными страстями и огненным воображением, мечтает сделаться любовником 87-летней старухи).

    - Но как Герману попасть в дом графини? (Для этого он использует Лизу).

    - Для чего Пушкин вводит в повествование образ Лизы? (Любовный сюжет необходим Пушкину, без него не может быть полноценного раскрытия образа главного героя).

    III. Игра «Литературная дуэль».

    Вступительное слово учителя о правилах дуэли. (Участники дуэли смогут почувствовать себя на месте героев художественного произведения, перевоплотиться в литературных персонажей и ответить на ряд вопросов, связанных с жизнью этих персонажей на страницах книги).

    Лиза Германн

    1) Кем вы приходитесь графине? Почему Пушкин называет вас домашней мученицей?

    2) Почему вы решились ответить на письма незнакомого человека?

    3) Любили ли вы Германна? 1) Вы вступили в переписку с Лизой. Что представляло собой ваше первое письмо?

    2) А остальные ваши послания? Неужели в них не было ни капли искренности?

    3) Не прошло и трёх недель с той поры, как Лиза впервые увидела вас в окошко, а вы уже успели вытребовать от неё ночное свидание. Что вы чувствовали, когда дожидались назначенного часа?

    Микровывод: Первое злодейство Германна – он обманул Лизу, ему удалось внушить девушке чувство любви, и тем ужаснее истина: «Деньги, - вот чего алкала его душа».

    - Итак, Германн в доме графини.

    IV. Инсценирование эпизода «Разговор Германна с графиней».

    - Что готов предложить Германн графине в обмен на тайну? (Для удовлетворения своего честолюбия Германн готов заключить сделку с дьяволом, продать ему свою душу.)

    - Виновен ли Германн в смерти графини?

    - А как думает Лиза, А.С.Пушкин? (гл.4. Лиза называет Германна чудовищем, автор – разбойником и убийцей, человеком, у которого нет ничего святого.) Именно после убийства старухи Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?

    - Кто такой Наполеон? (Человек без сердца, который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью.)

    - Кто такой Мефистофель? (Злой дух)

    - Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?

    Микровывод: второе злодейство – Германн убил графиню.

    V. Самостоятельная работа.

    Ученики составляют таблицу:

    Чувства Германна до встречи с графиней После убийства графини После выигрыша

    Спокоен. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова умолкло. Он окаменел. Он не чувствовал угрызений совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой он ожидал обогащения. Не чувствуя раскаяния, не мог совершено заглушить голос совести. Хладнокровие.

    - Для чего Германн идёт на отпевание старухи?

    - Можем ли мы сказать, что пока ещё в душе героя идёт борьба добра и зла? (1и 2 столбцы таблицы) (Германн ещё слышит голос совести, хотя и не раскаивается в содеянном.)

    - Графиня не открыла Германну тайну 3 карт. Почему? (Тайны не было.)

    - Но Германн всё же знает карты. Это «тройка», «семёрка», «туз». Почему в сознании Германна появились именно эти карты? (Ученики доказывают, что эти 3 карты – плод больного воображения Германна.)

    - Какие чувства испытывает Германн после выигрыша? (Заполняется 3 столбик таблицы.)

    Микровывод: Германн превращается в существо, не способное любить, сожалеть о содеянном. Третье злодейство Германна – он убил в себе человека. Идея обогащения уничтожила в нём все человеческие чувства.

    - Случайно ли Германну вместо «туза» выпала «пиковая дама»? (Германн наказан.)

    Ученики рассматривают иллюстрацию А.Бенуа, высказывают свои соображения по поводу рисунка.

    - Можно ли с помощью преступления обрести покой, независимость, счастье?

    VI. Итог урока.

    В повести «Пиковая Дама» А.С.Пушкин впервые в русской литературе затронул тему злодеяния, тему пре-ступления (т.е. переступления через евангельские заповеди) и показал, что зло порождает зло, преступление против человека ведёт к отчуждению от общества, от людей, убивает в самом преступнике человека.

    VII. Домашнее задание.

    Ответить на вопрос: «Существуют ли причины, способные оправдать преступление?»

    VIII. Выставление мотивированных оценок.


    Метки публикации: Уроки литературы

    28-10-2012 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика