Наталия ПЛАВИНСКАЯ
Изучение повести Карамзина в 9-м классе вызывает трудности, связанные с тем, что она создана более двухсот лет назад и потому, несмотря на прозрачную сюжетную линию, по языку кажется школьникам сложной. Вот почему первая задача учителя — вызвать интерес к повести у своих учеников и донести до них проблемы, в ней поднятые, неподвластные времени. Анализ повести может быть связан с выполнением ряда письменных работ. Некоторые из них можно предлагать всем учащимся, какие-то — отдельным ученикам, одни работы следует выполнять в классе, другие — лучше в виде домашней работы. Как правило, в процессе изучения повести «Бедной Лизы» я предлагаю своим ученикам две-три письменные работы.
Сочинение-стилизацию «Прогулка в парке» хорошо дать в качестве домашней работы после анализа экспозиции повести. На уроке мы уделяем большое внимание образу рассказчика — человеку образованному, эмоциональному, способному тонко чувствовать природу и сострадать окружающим; литератору, обладающему способностью пробуждать в читателе лучшие чувства. Обсуждая образ рассказчика, следует отметить, что, проявляя интерес к жизни обычных людей, автор сострадает и Лизе, и Эрасту. Внимание учащихся заостряется на субъективности повествования, что является важной особенностью сентиментализма.
Особенно пристально мы работаем над стилистическими особенностями прозы Карамзина: отмечаем конструкцию сложных распространённых предложений, инверсию, многочисленные восклицания. Обязательно обращаем внимание на лексику повести: употребление архаизмов, прилагательных в превосходной степени, необычных эпитетов.
Обсуждая экспозицию, обращаем внимание и на то, что в ней описываются различные состояния природы, соотносимые с духовной жизнью человека, рассказывается о картинах монастырской жизни, возникающих в воображении рассказчика. Авторские размышления о юном монахе позволяют вспомнить сюжет лермонтовского «Мцыри», и ученики делают маленькое "открытие”: а может, сюжет поэмы навеян повестью Карамзина? Заканчивается экспозиция суждениями об истории отечества, где встречается образ Москвы-вдовицы — и вновь радость ассоциации, на этот раз с пушкинскими строками из «Медного Всадника». Эти подробности позволяют обсудить то впечатление, которое произвела повесть на читателей, влияние творчества Карамзина на последующее развитие литературы.
На композиционные особенности следует обратить внимание учеников и для того, чтобы они понимали, что их стилизация должна передать не только лингвистические особенности, но и сохранить интонацию и логику повествования.
На первом же уроке желателен разговор о прозаических жанрах, разрабатываемых писателями-сентименталистами: повесть, дневник, эпистолярный жанр.
Тогда в качестве варианта домашней работы можно предложить написать сочинение-стилизацию в жанре письма от имени человека XVIII века, который рекомендует прочитать повесть Карамзина своему другу и рассказывает, какое впечатление произвело это произведение в Москве. В этом случае важно напомнить о правилах оформления письма: в начале его должна быть проставлена дата; обращаться к адресату следует, соблюдая нормы того времени; письмо соответствующим образом подписывается (возможно пожелание "Vale”) и может иметь постскриптум.
Ещё один вариант — это сочинение в жанре дневника. Оно сложнее по своему содержанию. Наряду с описанием прогулок можно предложить учащимся сделать несколько записей: человек узнаёт о том, что вышла новая книга, которую все расхваливают; он покупает её или получает в подарок рукописный вариант; медленно и вдумчиво читает, записывая свои размышления о прочитанном. Ежедневные записи могут быть неравны по объёму. При оформлении дневника следует проставить даты. Предлагая это задание, напоминаю, что дневник — это личные записи.
В XVIII–XIX веках были распространены также альбомы, куда наряду с рисунками и стихами заносились и размышления о жизни и о прочитанном. Как ещё один вариант стилизации можно предложить придумать запись в альбом, выполненную в стиле Карамзина, которая будет содержать размышления о жизни, навеянные повестью. В этом случае следует продумать обращение к владелице альбома, а в конце не забыть поставить подпись.
Повесть Карамзина предлагается для изучения в 9-м классе, заканчивая который учащиеся должны написать изложение с элементами сочинения. В качестве подготовки на уроках по развитию речи иногда я даю изложение по экспозиции и предлагаю следующие вопросы.
— Каким видится вам рассказчик, от лица которого ведётся повествование?
— Какие художественные приёмы встречаются в предложенном отрывке и какова их роль?
Если экспозиция была подробно проанализирована, ученики с удовольствием пишут и изложение и творческую часть.
Практика работы в школе показывает, что обучение умению писать сочинение, создавать свой текст — дело длительное, кропотливое. И первые шаги — это умение составить и написать характеристику героя. Следующая по сложности работа — это сравнительная характеристика двух или нескольких персонажей. Эти виды сочинения лучше проводить в классе.
Тема «Новизна образа героини повести "Бедная Лиза”» предполагает, что на уроке были обсуждены вопросы социального происхождения героини, отличительных черт её характера, отношения с матерью, осложнившиеся после встречи с Эрастом, причём доверительность была нарушена самой Лизой. Как проявляется сложная внутренняя жизнь героини? В чём проявляется неоднозначность её характера? Какие значения заложены в слове "бедная”? Эти и другие вопросы также помогают ученикам в написании работы.
Тема «Неоднозначность образа Эраста в повести Карамзина», также, по сути, представляет собой развёрнутую характеристику героя. Важными представляются вопросы о том, искренно ли Эраст любит Лизу, что он увидел в этой простой "поселянке”, как он ведёт себя после разлуки, почему даёт деньги, какие чувства испытывает он после гибели девушки, от кого узнаёт историю бедной Лизы рассказчик.
В ходе уроков учащиеся ведут записи в тетради по литературе, которые ложатся в основу их письменных работ. Важно, чтобы в тетрадях было записано как можно больше синонимичных слов и выражений. Примером таких записей могут быть материалы для сравнительной характеристики героев.
Лиза
Эраст
Социальное положение
поселянка, крестьянка, простая девушка
дворянин, знатный господин
Отношение к богатству
бедна, зарабатывает на жизнь,
отказывается от предложенных денег
довольно богат, проматывает деньги,
вступает в брак по расчёту, покоряясь
обстоятельствам и сообразно нравам того времени
Качества характера
чиста душой, доверчива, открыта по
отношению к миру и людям, наивна; нежная,
заботливая, любящая, внимательная дочь,
трудолюбива (работящая), некорыстна
(бескорыстна), глубоко, искренне, беззаветно
любит, хранит верность своей любви, крах в любви
стал крахом всей жизни
"изрядный разум, доброе от природы
сердце”, но слабый, ветреный, легкомысленный
человек, ведёт рассеянную светскую жизнь, любовь
становится воплощением его мечты об иной жизни,
думает только о себе, совестлив
Общие черты героев. Оба искренно любят и глубоко страдают, что позволяет рассказчику выразить надежду на то, что "теперь, может быть, они уже примирились”.
Общий вывод. Новизна и неоднозначность созданных Карамзиным образов обычных, простых людей, рассказ об истории их сложных чувств и мыслей явились своеобразным художественным открытием, определившим дальнейшее развитие литературного процесса.
Иногда непосредственно на уроках сразу после обсуждения предлагаю темы для небольших по объёму письменных ответов: «Смысл названия повести Карамзина», «Композиция повести "Бедная Лиза”», «Мотив денег в повести». Обычно на это отводится 10–15 минут в конце урока.
Отдельный вид письменных работ на уроках литературы — составление конспекта по лекции учителя. Этот вид работы представляется мне целесообразным в 9–11-х классах, он учит выявлять главное, устанавливать логику чужого устного повествования, готовит школьников к будущей студенческой жизни. В качестве начальных этапов этой работы можно предлагать ученикам составить простой или тезисный план лекции. Содержанием лекции может стать обобщение материала по классицизму и сентиментализму, с привлечением фрагментов разных произведений.
В классах естественно-математического профиля я предпочитаю читать такую вводную лекцию. Какие общественные причины сделали актуальным то или иное литературное направление? Какие художественные задачи оно решало: что отвергалось, что было привнесено нового? Обязательно записываем в тетрадь разрабатываемые писателями жанры; имена и произведения классиков зарубежной литературы, имена и произведения русских авторов. Каждая вводная лекция (по классицизму, сентиментализму и другим направлениям) строится по одной логической схеме. Такая общая для всех направлений схема расположения материала позволяет ученикам запомнить их сущность и особенности, проводить сравнение.
В гуманитарных классах предпочтительно завершать изучение темы обобщающей лекцией. Сама лекция может быть гораздо более информативна и композиционно свободна. В конце урока я оставляю около десяти минут для вопросов и размышлений учеников.
Ещё один из вариантов письменных заданий — конспектирование литературоведческих статей. Эту работу я предлагаю своим ученикам в качестве домашней. Можно сориентировать их на какой-нибудь один вопрос, если статья многоаспектна и велика по объёму. Интересный материал для конспектирования можно найти в книге А.Гениса и П.Вайля «Русская речь», в эссе, посвящённом повести Карамзина.
Подобного типа записи помогают ученикам подготовиться к письменной работе.
Если класс слабый и у школьников нет стабильных навыков в написании сочинений, то подготовительной работе отвожу отдельный урок, на котором показываю, как составляется план сочинения. Его записываем на доске и в тетрадях. По мере составления плана учащиеся отвечают на все его пункты, за что им выставляются оценки. Сочинение по созданному плану учащиеся пишут дома.
Сочинения, связанные с темой, проблемой, идеей, требуют особенного внимания со стороны учителя, так как учащиеся нередко плохо различают литературоведческие понятия, поэтому при изучении каждого произведения (повести «Бедная Лиза» в частности) необходимо выяснять, какова его тема, проблема, основная идея. Каждый раз мы обращаемся к словарю литературоведческих терминов (или к выписанным определениям этих понятий в тетради по литературе). Обсудив тематику повести, в качестве письменной работы можно предложить сочинение «Тема любви и ответственности за любимого человека (по повести Карамзина "Бедная Лиза”)».
«Новизна идеи повести Карамзина», «Авторская позиция в повести "Бедная Лиза”», «Элементы психологизма в обрисовке характера героини» — эти темы предлагаю в качестве итоговой работы, которую учащиеся пишут по завершении изучения повести Карамзина. Конечно, все эти вопросы предварительно мы обсуждаем на уроках.
В сильном классе можно предложить ученикам темы сочинений-размышлений по повести Карамзина «Слог, фигура, метафора, образы, выражения — всё сие трогает, когда одушевляется чувством» (Н.М. Карамзин); «Речевая характеристика героев повести». На уроках мы обсуждаем (и довольно подробно) стиль Карамзина, поэтому всегда находятся два-три человека из класса, которые берутся за эту тему.
Сочинение-интервью в качестве самостоятельной творческой работы предлагаю иногда как итоговое отдельным учащимся. Они создают воображаемый диалог с современником и почитателем Карамзина. Какие вопросы, касающиеся повести, можно было бы задать человеку другой эпохи? Какие ответы мы могли бы получить? Важно, чтобы эти ответы были стилистически соотнесены с эпохой. Это задание требует от ученика некоторого воображения и хороших филологических знаний, тогда получается по-настоящему интересное сочинение.
Письменные работы в жанрах газетной статьи или рефератов лучше предлагать тем, кто, углублённо занимаясь литературой, посещает факультатив. Интересным может получиться «Заочное путешествие в Москву XVIII века» (по повести «Бедная Лиза»). Это творческое задание предполагает интеграцию знаний по истории, литературе и искусству.
Поскольку внеурочные занятия предоставляют большую свободу в выборе материала, я иногда предлагаю прочитать повесть Карамзина «Наталья — боярская дочь». Обсудив её, ученики создают рефераты на темы: «Своеобразие героев повестей Карамзина», «Стилистические особенности прозы Карамзина». Интересная работа может получиться на тему «Роль пейзажа в повести Карамзина». Ученики могут её написать с опорой на одно или несколько произведений по своему выбору.
Важным представляется презентация этих ученических работ. Их можно опубликовать в школьной газете или предложить в виде докладов на классной или школьной конференции, но они обязательно должны быть представлены публично.
На уроках литературы учащиеся готовятся к итоговому сочинению в 11-м классе. Но школьникам предъявляются также требования по умению создавать письменные работы других жанров (на олимпиадах, например), а значит, нельзя забывать и о рецензии, отзыве, аннотации.
Можно написать рецензию на спектакль, созданный на основе сюжета «Бедной Лизы», москвичи и жители Подмосковья могут его посмотреть в «Театре у Никитских ворот».
Предлагая эту форму письменной работы, следует напомнить, что наряду с объективным анализом рецензия допускает субъективный взгляд, личные пристрастия рецензента, важно только, чтобы они были обоснованны и доказательны.
Иногда я предлагаю учащимся дома прочитать любую другую повесть Карамзина и на уроке написать на неё рецензию. Эта работа проводится уже после изучения повести «Бедная Лиза», и ученики могут пользоваться всеми материалами тетради по литературе.
Любопытные рецензии могут получиться на сочинение по повести «Бедная Лиза», распечатанное учителем из Интернета или взятое из "золотых” сборников. В начале этой работы нужно ещё раз сказать о критериях, которые следует учитывать при рецензировании: соответствие теме, полнота ответа, его логика и другие. Эта работа помогает учащимся видеть чужие ошибки, значительно повышает культуру их письменной речи.
Особый вид работы — составление аннотации, которая адресована потенциальным покупателям и читателям книги (повести) и потому должна быть написана кратко, но ёмко и вызывать интерес и желание подробнее познакомиться с произведением. Я предлагаю её на занятиях факультатива, предварительно прочитав и обсудив аннотации к различным книгам.
Ещё раз хотелось бы оговорить, что во время изучения повести Карамзина я даю отнюдь не все перечисленные работы, а, как правило, две-три, выбирая тот вид, который, как мне кажется, заинтересует учеников и будет им по силам.
Нельзя научиться писать, не создавая самостоятельные письменные работы. Ни одно пособие, ни один даже самый подробный рассказ о том, как надо писать, не помогут, если у школьника нет умений и навыков по созданию собственного текста.
Практика, практика и практика. Если хотим, чтобы наши ученики свободно писали, мы должны предлагать им как можно больше разнообразных письменных работ.
http://lit.1september.ru