Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте


    Из литературы XIX века


    ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ

    (1769—1844)
    Басни
    К творчеству И. А. Крылова, поэта и мудреца, образованнейшего человека своей эпохи, школьники обращаются во второй раз.

    Впервые в 5 классе они познакомились с различными баснями, терминами, касающимися этого жанра. В 8 классе им предлагается более сложная басня и более сложный аспект ее рассмотрения.

    Поэтому нужно начать с повторения. На уроке может быть и викторина на основе ранее изученных басен. (Откуда слова...? Какой герой и из какой басни так поступает...? Какая басня начинается такими словами...? Какая басня заканчивается такими словами...? Как можно объяснить мораль басни...? И т. д.) Повторить знание терминов: аллегория, басня, эзопов язык, иносказание.

    На этом уроке можно использовать иллюстрации разных художников и по иллюстрациям предложить определить, к какой они басне.

    Важной стороной урока может быть и напоминание о других баснописцах (Эзопе, Лафонтене, Тредиаковском, Сумарокове, Майкове, Хемницере, Дмитриеве). Об этом расскажет учитель или заранее подготовленные учащиеся. Если материала окажется много, то разговор этот можно продолжить на уроке развития речи или уроке внеклассного чтения.

    Разумеется, учитель расскажет немного больше о самом Крылове. Для этой цели можно воспользоваться книгой В. И. Коровина «Поэт и мудрец» о творчестве поэта — автора не только басен, но и пьес. Важно рассказать о том, какие басни им предстоит узнать в этом году, прочитать эти басни. Затем сами школьники прочитают вслух статью о Крылове, предварительные материалы к басням, выберут, какую басню они прочитают наизусть к следующему уроку (индивидуально), какую готовы инсценировать с тем, чтобы следующий урок был посвящен рассказам о Крылове, чтению и анализу этих басен, инсценированию, конкурсному чтению наизусть.

    КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ
    (1795—1826)

    «Смерть Ермака»

    Уроки, посвященные К. Ф. Рылееву и его думе «Смерть Ермака», открывают новый раздел русской литературы XIX века и вновь тему историческую. По этому тексту сложена песня, многим школьникам она известна. Содержание думы перекликается как с преданиями о Ермаке, так и с историческими песнями, обращение к которым в начале урока обязательно. Поскольку она связана с историей и музыкой, то уроки литературы могут быть интеграционными.

    На предыдущем уроке целесообразно дать задание школьникам по группам — одни подготовят рассказ о Рылееве, другие — историческую справку о событиях XVI века, борьбе с Кучумом, третьи — об иллюстрациях, четвертые — о жанре думы, пятые — о преданиях и песнях о Ермаке.

    Такая подготовительная работа поможет сразу активизировать весь класс, настроить его на активное соучастие. На первом же уроке прозвучит слово учителя о Рылееве, о нем расскажет и один из восьмиклассников, затем последует сообщение об исторических событиях, о которых идет речь в думе, наконец, прозвучат пересказы преданий, песен о Ермаке и, может быть, звукозапись песни о Ермаке или один из куплетов, подготовленный школьниками.

    Первый раз чтение думы берет на себя учитель, затем отрабатывают чтение учащиеся, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации, проводят словарную работу. Дома школьники готовят рассказы о писателе, читают историческую справку, готовят выразительное чтение думы.

    На втором уроке выступают «историки» с рассказом о писателе и пересказом исторического материала, «филологи» читают вслух думу, размышляют над текстом произведения, «музыканты» рассказывают и, может быть, исполняют песенный вариант текста, «художники» рассматривают и рассказывают об иллюстративном материале к тексту.

    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
    (1799—1837)

    Важнейшие темы в курсе литературы 8 класса традиционны и имеют солидное методическое оснащение. Литературоведческие и методические труды по изучению жизни и творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Л. Толстого широко используются учителями и не нуждаются в дублировании. По отношению к теме «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» речь идет о широко известных пособиях Г. И. Беленького «Литература в 8 классе», А. С. Дегожской «Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении», главах об изучении «Капитанской дочки» в книгах «Пушкин в школе», составленных К. П. Лахостским и В. Ф. Фроловой (1950), В. Я. Коровиной (1978 и 1998), книге Г. П. Макогоненко «Капитанская дочка» А. С. Пушкина» и других материалах в книге «А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» (М., 1999).

    Поэтому есть необходимость познакомить учителя с работами, опубликованными в самые последние годы, а также вышедшими в малотиражных изданиях, педагогам практически недоступных. При этом представляется желательным преодолеть бытующее у многих авторов опасение, что их обвинят в несамостоятельности, если они используют оправдавшие себя рекомендации других авторов. На наш взгляд, это неразумная растрата накопленного опыта, который мог бы в совокупности дать типовую модель методических рекомендаций.

    В первую очередь предлагаются различные варианты систем уроков по теме «Капитанская дочка». Вслед за этим более подробно рассматриваются вопросы и задания, направленные на анализ романа (повести) по главам, т. е. «вслед за автором». Третью группу материалов представляют методические советы в рамках «пообразного анализа».

    Естественно, что при этом многие вопросы и задания в различных методических пособиях могут совпадать, но логика изложения той или иной методической модели не позволяет в ряде случаев избежать дублирования.

    «Капитанская дочка»

    В пособии Б. И. Турьянской и др. «Литература в 8 классе. Урок за уроком» (М., 2000) предлагается система изучения «Капитанской дочки» из 12 уроков, характер которых можно представить по следующему оглавлению:

    1-й урок. Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

    2-й урок. Формирование характера и взглядов Петруши Гринева.

    3-й урок. Многозначительные обстоятельства встречи с вожатым.

    4-й урок. Обманчивая тишина в Белогорской крепости. Гринев и Швабрин. Проблемы чести, достоинства, нравственности поступка.

    5-й урок. Падение Белогорской крепости. Трагическая непримиримость борющихся сторон.

    6-й урок. Встреча с вождем народного восстания в его штабе. Два военных совета. Результаты «оборонительных действий» правительственных войск в Оренбурге.

    7-й урок. Изображение народной войны и ее вождя. Отношение генерала Р. и самозванца к участи девушки-сироты.

    8-й урок. Спасение Маши Мироновой. Великодушие Пугачева. Гринев и Швабрин.

    9-й урок. Образ Гринева. Становление личности под влиянием «благих потрясений».

    10-й урок. Образ Маши Мироновой. Душевная красота и сила героини. Смысл названия повести.

    11-й урок. Образ Пугачева в повести. М. Цветаева. «Пушкин и Пугачев».

    12-й урок. Отношение автора и рассказчика к народной войне. Человек и история. Частное и историческое в повести.

    Данное пособие содержит в себе целевые установки, планы и описание хода уроков, задания учащимся различного типа и материалы лекций для учителя, темы самостоятельных письменных работ и другие полезные методические рекомендации.

    В статье Е. Р. Аносовой «Капитанская дочка» А. С. Пушкина (8 класс)», опубликованной в пособии для учителя «Открытый урок по литературе» (планы, конспекты, материалы) (М.: Московский лицей, 1998), автор представляет не поурочное планирование, а основные этапы изучения «Капитанской дочки»:

    1. История создания повести. Жанровое своеобразие произведения. Особенности сюжета и композиции.

    2. Образ Гринева. Изображение быта и нравов дворянского общества XVIII века.

    3. Образ Пугачева и средства его раскрытия. Изображение пугачевского восстания.

    4. Позиции автора и рассказчика.

    В статье подробно раскрывается система контрольных вопросов и заданий для их использования на заключительном уроке:

    — Какие события легли в основу «Капитанской дочки»? Какова история замысла повести?

    — Определите жанр «Капитанской дочки». Обоснуйте свое мнение.

    — Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести?

    — В чем проявляется своеобразие композиции повести «Капитанская дочка»?

    — Какую роль играет в повести образ Пугачева? Какие черты характера определяют его поведение? Как раскрывается личность Пугачева во время встреч с Гриневым?

    — Насколько объективно автор показывает в повести Пугачева?

    — Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? В чем специфика такой формы повествования?

    — В чем привлекательность образа Маши Мироновой? Какие черты характера Маши подчеркивает автор?

    Последний вопрос связан с названием повести, о чем говорит цитата из книги Г. П. Макогоненко: «Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой — «Капитанская дочка».

    В свое время очень малым тиражом были опубликованы методические рекомендации коллектива сотрудников НИИ школ (ныне Институт общего образования МО РФ), в которых помещена статья В. П. Полухиной об изучении «Капитанской дочки». В ней автор делает акцент на понимании кажущейся простоты произведения, выделяет этические проблемы (чести, долга, благородства) и проблемы, связанные с изображением народного восстания во главе с Пугачевым. При этом автор рекомендует не разделять при сопоставлении характеристики Пугачева и Гринева, а рассматривать их во взаимосвязи. Предлагается опережающее задание всем учащимся — самостоятельно прочитать весь роман и проследить по главам, где события в жизни и деятельности Гринева и Пугачева переплетаются, а где они расходятся.

    При анализе первых пяти глав предлагаются следующие вопросы:

    — Как прошли детство и юность Гринева? Как проявился характер Гринева при его первом вступлении в самостоятельную жизнь?

    — Почему по душе пришлась ему жизнь в Белогорской крепости?

    На следующем уроке учащиеся отвечают на проблемный вопрос: «Почему именно Гринева Пушкин выбирает героем своего повествования?» Обращается внимание учеников на окончание эпиграфа: «...да кто его отец?», что позволяет увидеть, какое влияние на Гринева оказал его отец. Учащихся подводят к выводу, что рассказчик Гринев не приукрашивает себя, что он правдив, прям, сердечен, считается с другими людьми. Пушкин дает понять, что рассказу Гринева можно верить. Естественно было бы в этом случае задать вопрос:

    — Что же видел и рассказал Гринев о восстании Пугачева и как он отнесся к увиденному?

    Вопросы к следующему уроку связаны с содержанием шестой — восьмой глав:

    — Какие события и персонажи романа создают представление о размахе и закономерности восстания Пугачева?

    — Почему Белогорская крепость так легко была взята Пугачевым?

    — Как народ относился к Пугачеву?

    На последующих уроках автор предлагает вопросы и задания по сопоставлению образов Гринева и Пугачева:

    — Где и когда Гринев впервые увидел Пугачева? Какое впечатление Пугачев на него произвел?

    — Выделите основные эпизоды встреч Гринева с Пугачевым, определите характер их взаимоотношений в каждом из этих эпизодов.

    — Сделайте вывод о чертах характера Пугачева и Гринева, проявившихся в каждом из этих эпизодов. В чем сила и слабость Пугачева?

    — Почему Пугачев после реакции Гринева на калмыцкую сказку посмотрел на него с удивлением и ничего не ответил?

    — О чем, по-вашему, думал Гринев, когда «долго смотрел на белую степь», по которой неслась тройка уезжающего Пугачева?

    Итоговые вопросы обобщающего характера могут быть такими:

    — Что имел в виду Гринев, утверждая, что неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на всю его жизнь, дали вдруг его душе сильное и благое потрясение? О каком благом потрясении может идти речь?

    — Как изменился рассказчик, соприкоснувшись с грандиозными событиями своей эпохи?

    При работе над отдельными главами можно использовать вопросы и задания других методистов и учителей, например:

    — Близко к слову «честь», казалось бы, находится слово «честолюбие». Определите смысл того и другого термина. Кого бы в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова...» вы назвали человеком чести, а кого — честолюбивым человеком? А в романе Пушкина «Капитанская дочка»? Почему работу над романом Пушкина мы начинаем с разговора о чести?

    — Какой смысл имеет название второй главы — «Вожатый»? Чем наружность вожатого показалась Гриневу замечательной? Гринев спрашивает ямщика: «...Что там такое чернеется?» Есть мнение, что этот вопрос символический и обозначает проблему произведения. Ямщик говорит: «...волк или человек». Как бы отвечая на этот вопрос, рассказчик сообщает: «Мы поравнялись с человеком».

    — Человек говорит, что он стоит на твердой полосе, хотя погода такая, что «как раз собьешься с пути». Какое отношение имеет этот эпизод к основному содержанию романа?

    — Вожатый, получив тулупчик, говорит: «Век не забуду ваших милостей». Сдержал ли он свое слово? Каким платежом оплатил он свой долг? Так кто же все-таки Пугачев у Пушкина — волк или человек?

    Рекомендуем учителю статью А. Архангельского «Герои Пушкина» из газеты «Литература» (1996. — № 48). Приведем в качестве примера некоторые возможности использования этого материала: Гринев Петр Андреевич — главный герой последнего крупного произведения Пушкина. В исторической повести занял место «обычный человек», попавший в жестокие обстоятельства великих событий. Пушкин воспроизвел в повести принципы исторической прозы Вальтера Скотта.

    Гринев — главный герой исторической повести «Капитанская дочка», в которой сошлись все главные темы пушкинского творчества 30-х годов. Место «обычного человека» в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести связано с образом главного героя-рассказчика.

    Как раскрываются в романе темы любви и милосердия, чести и бесчестия, историческая тема?

    «Есть что-то знаменательное в том, что свои высшие победы Пушкин часто одерживал именно в жанре исторических произведений... Историческое изображение как современности, так и прошлого для Пушкина было самым глубоким и самым истинным и вместе с тем самым поэтическим изображением» (Е. А. Маймин).

    Этими словами можно еще раз подтвердить мысль об отношении Пушкина к родной истории, об историзме его великого творчества.

    (Использованы материалы С. Алпатова, В. Аносовой, А. Архангельского, Е. Виноградовой, В. Высоцкой, Л. Гороховской, Е. Комиссаровой, Г. Красухина, Е. Маймина, В. Полухиной, Л. Росляковой, О. Селивановой, Л. Соболева, Б. Турьянской, А. Хадынской.)

    Произведения А. С. Пушкина входят в программу каждого класса первого концентра. Именно поэтому к первому уроку по данной теме школьники повторяют все, что было прочитано ранее, — стихотворения и сказки, «Песнь о вещем Олеге», «Полтаву», «Станционного смотрителя», «Дубровского», сцену из «Бориса Годунова». Рассказами о поэте, краткими пересказами прочитанных текстов, выразительным чтением наизусть начнется первый урок по теме.

    Методика изучения «Капитанской дочки» в школе имеет давнюю традицию, поскольку это произведение всегда входило в программы. Так, в статье Г. К. Бочарова в журнале «Литература в школе» (1952. — № 4) представлена система уроков по изучению «Капитанской дочки». Прошли годы, десятилетия, многое изменилось, в том числе и отношение молодого поколения к героям пушкинского романа, иначе строятся характеристики персонажей и сочинения учащихся. Однако и сегодня будет интересно рассмотреть и обсудить с восьмиклассниками написанные тогда сочинения, составленные школьниками вопросы и вопросы, поставленные перед ними учителем, например:

    — Какой мы видим Машу Миронову в начале повести?

    — Почему она отказалась стать женой Швабрина и полюбила Гринева? Как это ее характеризует?

    — Как поступила Маша, узнав, что родители Гринева не дали ему согласия на брак с нею?

    — Какая перемена происходит в Маше Мироновой в конце повести?

    — Что можно сказать об отношении Маши Мироновой к историческим событиям, которые совершаются вокруг нее?

    Познакомимся с фрагментами статьи Г. К. Бочарова:

    «Образ дочери коменданта Белогорской крепости играет большую роль в повести. Недаром произведение называется «Капитанская дочка». Жизнь Маши Мироновой тесно связана с жизнью Гринева.

    В начале повести мы видим скромную, молчаливую и застенчивую девушку. Она выросла в деревенской глуши и не получила ни дворянского воспитания, ни большого образования. Так же как и ее родители, Маша Миронова не понимает и не старается понять настоящего значения больших событий, которые совершаются вокруг нее. Восставшие крестьяне ей также кажутся злодеями и разбойниками.

    Но, читая произведение, мы постепенно обнаруживаем в Маше Мироновой привлекательные черты. Она хорошо разбирается в людях. Мария Ивановна отказалась стать женой Швабрина, потому что увидела в нем негодяя. Она полюбила Гринева, так как сумела оценить его искренность и честность. Когда родители не позволили Гриневу жениться, капитанская дочка нашла в себе силы отказаться от любимого человека. Стойко переносит она смерть родителей, жестокость и угрозы Швабрина. Преданно и глубоко продолжает Маша любить Гринева. Но вот настало время, когда любимый человек оказался в опасности. Никто, кроме нее, не может помочь ему. И скромная, застенчивая Марья Ивановна превращается в смелую и решительную девушку. Она едет в Петербург, добивается свидания с царицей и спасает Гринева».

    Вопросы для беседы о Савельиче:

    — Почему крепостной дядька Савельич вызывает у нас симпатию? Какие высокие качества характера проявляет он в своем отношении к Гриневу? Приведите примеры.

    — Почему же крепостной Савельич относится к восставшим крестьянам как к разбойникам и злодеям?

    — Какую мы можем дать оценку Савельичу?

    Крепостной крестьянин, дворовый Савельич так тесно сжился с помещиками Гриневыми, что считает себя членом этой семьи. На его глазах прошли детские и отроческие годы Петра Гринева. Словно старая нянька, ухаживает Савельич за молодым барином, заботится о том, чтобы Петр Андреевич был сыт и здоров. По-хозяйски бережет Савельич имущество барина, отечески журит его за легкомысленный проигрыш в симбирском трактире. В преданности молодому барину Савельич проявляет высокие человеческие чувства. Он бескорыстно привязан к Петру Гриневу и самоотверженно любит его. Во время поединка со Швабриным Савельич бросается к Гриневу, чтобы защитить его своим телом; в сцене приступа умоляет Пугачева повесить его и пощадить Гринева. Неизменно следует Савельич за своим барином в опасных путешествиях в пугачевский стан. Когда Савельич получил строгое письмо от старого барина, то его человеческое достоинство возмутилось незаслуженной бранью: «...а я не старый пес, — пишет он в ответ, — а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос».

    Бескорыстная любовь Савельича, его самоотверженные поступки вызывают у нас симпатию к нему. Мы видим в нем высокие чувства, на которые способен русский крестьянин. Но, воспитанный в духе преданности господам, Савельич давно оторвался от своего народа. Он привык угождать помещикам, пользоваться их «милостями» и покорно сносить наказания.

    Обратим внимание на речь героев: вспомните речь Пугачева, Хлопуши, Гринева, Савельича. Что хочет автор подчеркнуть в каждом герое речью? О чем говорят просторечные слова, пословицы и поговорки?

    МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
    (1814—1841)

    «Мцыри»

    Тема «Изучение поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — одна из самых разработанных в нашей методике. Так, например, уже в 1905 году вышло шестое издание «Пособия для литературных бесед» Ц. П. Балталона с главой «Мцыри» (1839), в которой были весьма примечательные задания:

    1. Выяснить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца: его воспоминания о родном ауле, любовь к родине, к кавказской природе, ряд душевных волнений, переживаний во время бегства, его болезнь и смерть как следствие физического недуга.

    2. Выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца: необыкновенно могучий дух в ребенке, утонченно развитое поэтическое воображение, недостаточно мотивированную ненависть к монахам и ко всему человечеству...

    3. Сравнить эти черты, приписанные Мцыри, с мотивами, господствующими в лирической поэзии Лермонтова, с идеями и стремлениями, выраженными в его стихотворениях (в нашем случае уместно было бы взять для сравнения те произведения Лермонтова, с которыми учащиеся знакомились ранее по программе, т. е. с такими стихотворениями, как «Бородино», «Тучи», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел» и, конечно, с поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича...»).

    В пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» (1950) коллектив авторов под редакцией М. Н. Салтыковой представил свой вариант изучения поэмы. Авторы предложили вначале рассказать об истории создания произведения, а после этого вступительного слова выразительно прочитать поэму в классе. Анализ поэмы предлагается вести в хронологической последовательности. При этом возможна постановка таких вопросов:

    — Какую картину рисует Лермонтов в самом начале поэмы?

    — Какое впечатление производил пленный мальчик?

    — Как Мцыри объясняет причины своего бегства из монастыря (3—5-я главы)?

    — Что рассказывает Мцыри о трех днях своей вольной жизни? Почему только эти дни он считает подлинной жизнью?

    — Какие предсмертные желания высказывает Мцыри?

    Последовательный анализ глав поэмы завершается обобщающей беседой: образ Мцыри, своеобразие композиции поэмы, оценка поэмы читателями. Сообщается и примерный план характеристики Мцыри:

    1. Стремление Мцыри к родине и свободе, жажда борьбы как основные черты его личности.

    2. Впечатление, которое производит Мцыри-ребенок.

    3. Как проявляются в монастыре стремление Мцыри к свободе, его любовь к родине?

    4. Как характеризует Мцыри его бегство из монастыря?

    5. Как раскрываются ведущие черты характера Мцыри в описании трех дней его жизни на воле?

    6. Предсмертные желания Мцыри, подчеркивающие цельность его натуры.

    В записках словесника Г. К. Бочарова «За сорок лет» (1972) предложен еще один вариант, отличающийся от традиционного. В нем подчеркивается лирический характер поэмы, когда даже повествовательные эпизоды так густо насыщены переживаниями юноши, что следы эпоса здесь почти не ощущаются. С этим автор связывает и особенности вступительного слова учителя, и характер выразительного чтения поэмы. Эмоциональная напряженность монолога Мцыри выражается в стихе прерывистостью его речи, обилием вопросов, восклицаний, что должно прозвучать в интонациях чтения.

    Лирическая природа произведения подсказывает и то, что никаких комментариев и вопросов при этом первом чтении не должно быть. Но первое чтение хоть и оставляет у слушателей целостное впечатление, но оно же и достаточно поверхностное. Методист считает необходимым «еще раз пройти по тексту», углубить его восприятие. Учитель вновь ведет учащихся по первым восьми главам. Уместным при этом оказываются вопросы:

    — В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?

    — А если главное — это не события, то что же главное в этой поэме? И как это главное выражается?

    — Почему лирическая часть поэмы начинается как бы с конца? Почему свою речь Мцыри называет исповедью? И почему он исповедуется старому монаху, который, по мнению Мцыри, не может понять его тоску, его печаль?

    — Что это за «чудный мир тревог и битв», о котором тосковал Мцыри? О ком и о чем он вспоминает с тоской?

    — Чем более всего поразили Мцыри впечатления трех дней на воле по сравнению с жизнью в монастыре? Каково значение в этих воспоминаниях картин природы?

    Учитель предлагает учащимся самостоятельно перечитать дома остальные главы, кроме трех последних, и попробовать уяснить, что видит и слышит Мцыри на воле, что испытывает он, наблюдая за девушкой-грузинкой, как он борется с препятствиями, что переживает он, вернувшись в свою «тюрьму», что означает его предсмертный бред и песня рыбки.

    В беседе на уроке прозвучали следующие вопросы:

    — Почему в поэме так много описаний кавказской природы?

    — Почему Мцыри подавляет в себе влечение к девушке?

    — Чем был для Мцыри «вечный лес» и борьба с ним?

    Три последние главки перечитываются в классе и определяют ход беседы:

    — Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри?

    — Что же теперь печалит юношу и о чем он просит старого монаха?

    — Почему же Лермонтов героем своей поэмы избрал мятежного юношу?

    Ответ на последний вопрос подвел учащихся к пониманию личности самого поэта, к словам В. Г. Белинского: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Традиционная характеристика Мцыри не составлялась, хотя автор не отрицает возможности ее применения при других вариантах изучения поэмы.

    Так, например, один из методистов предлагает учащимся написать сочинение на тему «Характеристика Мцыри» и даже дает примерный план такой самостоятельной работы:

    1. Биография Мцыри.

    2. Основные черты характера юноши; его мечты о свободе, о борьбе, о Родине и родном доме.

    3. Чем нам близок Мцыри?

    Пособие «Литература в 8 классе. Урок за уроком» предлагает свой вариант системы уроков по данной теме:

    1-й урок. Значение эпиграфа. Обсуждение циклов глав, например с 1-й по 5-ю главу, с 6-й по 15-ю:

    — Что значит «жить» в понимании Мцыри?

    — Зачем Мцыри бежит из монастыря?

    — Что узнал Мцыри о себе за «три блаженных дня»?

    — Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

    — Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытались спасти ему жизнь, дали ему кров и пищу.

    2-й урок. Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

    — Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри?

    — Докажите, что Мцыри ведет полемику с молчащим старым монахом.

    — Подготовьте рассказ о Мцыри — главном герое поэмы Лермонтова по плану:

    а) Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.
    б) Что увидел и узнал Мцыри во время своих скитаний?
    в) Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за «три блаженных дня».
    г) Почему Мцыри не достиг родины?
    д) Как вы думаете, что личного внес Лермонтов в свою поэму?

    Темы предполагаемых сочинений могут определить характер обобщающего заключения:

    — Что значило «жить» в представлении Мцыри?

    — Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?

    — Почему Мцыри не нашел пути на родину?

    — Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

    Легко заметить, что в ряде материалов повторяются одни и те же вопросы и задания, что позволяет понять их важность в ходе анализа. Можно это увидеть и в статье З. Блиновой (Литература. — 1997. — № 11).

    После сообщения учителя «Лермонтов и Кавказ» в классе читаются 1—14-я главки (автор их называет строфами). Учащиеся определяют тему каждой из них, их композиционную роль. Создается цитатный план исповеди Мцыри (3—8-я строфы). На втором уроке завершается чтение учителем поэмы. Определяются тема и идея поэмы. Третий урок посвящен анализу особенностей стиля поэмы. Предлагаются вопросы для беседы в классе:

    — Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героя, обычные, житейские события? Можно ли назвать героя обычным человеком?

    — Что является главной особенностью формы поэмы?

    — Какой художественный прием наиболее часто используется в поэме?

    — Определите художественные средства, применяемые автором в поэме.

    Осмыслению нравственно-духовного смысла поэмы посвящена статья В. Влащенко «Трагедия Мцыри» (Литература. — 2000. — № 44). Автор выделяет в литературе о поэме Лермонтова три основные трактовки Мцыри: 1) «естественный человек»: а) цельный, с любовью к свободе и жаждой деятельности; б) противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным; 2) герой с демоническими чертами; 3) поэма — это исповедь христианина. Автор статьи опровергает утверждение, что в поэме дана исповедь христианина, ибо исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает. Автор статьи присоединяется к такому мнению, что в исповеди Мцыри «много лирики, много картин», но совсем почти нет духовной глубины. Своеобразно толкование и других эпизодов: «Если раньше Мцыри отказался от духовного служения в монастыре, то теперь ради главной «пламенной страсти» заглушает в себе пробуждающееся чувство любви к той, чей «мрак очей был так глубок». Неоднозначно и другое заключение: «Несмотря на победу над барсом, именно здесь Мцыри, оказавшись во власти звериных инстинктов, терпит свое главное поражение: в нем зверь побеждает человека, дьявол побеждает Бога».

    Автор считает, что трагедия Мцыри в значительной степени возрастная, что она связана с состоянием души в юности, которое он трактует как эпоху проявления таких опасных для человеческой души пороков, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.

    На уроке можно сравнить приведенные выше мнения с высказыванием З. Абрамовой, которая анализирует эпиграф к поэме, восходящий к Ветхому Завету, и спрашивает:

    — Почему погиб Мцыри? Что это: восстание против судьбы? против Бога? Или это оправдание непокорности?

    — В Библии более всего осуждается гордыня. Так почему погиб герой Лермонтова? Может быть, он тоже понес наказание?

    — Что же дала Мцыри желанная свобода? Как нужно ею пользоваться?

    — Что такое свобода? Что сейчас нам дала свобода?

    Учительница предлагает ученикам подготовиться к диспуту на тему «Это сладкое слово «свобода»...».

    Интересен вариант обобщающего занятия по этой теме, предлагаемый О. Петровой. Ученикам предстоит ответить на проблемные вопросы:

    — Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри: смирение? раскаяние? протест против неволи?

    — О чем рассказал Лермонтов в поэме? Как поэт относится к Мцыри? Какова основная мысль (идея) поэмы?

    Развернутую систему изучения поэмы «Мцыри» предлагает Л. Крылова, ряд вопросов и заданий которой представляют безусловный интерес:

    — В рукописи Лермонтов начал поэму с эпиграфа: «У каждого бывает только одно отечество». Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

    — В одном из вариантов поэмы Мцыри говорит:

    Я слезы горькие глотал,
    И детский голос мой дрожал,
    Когда я пел хвалу тому,
    Кто на земле мне одному
    Дал вместо родины — тюрьму...

    Поэт потом снял эти строки, но в окончательном варианте есть такие слова Мцыри:

    Увы! — за несколько минут
    Между крутых и темных скал,
    Где я в ребячестве играл,
    Я б рай и вечность променял...

    Далее автор предлагает следующие вопросы (часть из них весьма спорна):

    — Чьи это слова, по вашему мнению: язычника или христианина? В чем состоит внутренний конфликт лермонтовского героя? О чем говорит ему память детства? Как проявляется в поэме мятежный дух горного Кавказа? Что внесли в душу Мцыри десять лет жизни в христианском монастыре?

    — В мифологии горцев через лес проходит путь в мир. Случайно ли Мцыри находит родство у «зубчатого леса» с «зубчатыми стенами монастыря»?

    — Первый день на воле связан с образом молодой грузинки, второй день — с поединком с барсом. Как вы понимаете смысл этих встреч Мцыри с жизнью? Что принес Мцыри третий день побега? Какой эпизод кажется вам наиболее важным и почему?

    — Каковы в поэме элементы мифологии и истории?

    — Поэма почти целиком представляет собой монолог героя. Что это придает повествованию?

    — Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса: ведь тот не сразу почуял его? Можно ли сказать о самом Мцыри, как он сказал о барсе: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!..»? Обоснуйте ваше мнение.

    — Какое значение приобретает в поэме повторяющийся образ огня, пламени, палящего зноя? Случайно ли Мцыри говорит в конце исповеди: «Прощай, отец... дай руку мне: ты чувствуешь, моя в огне... Знай, этот пламень... И он прожег свою тюрьму»?

    — Почему весь бред Мцыри связан с водой, влагой, утолением жажды, свежестью? Вспомните, в каких местах поэмы ее герой вспоминает о том, «как сердце билося живей» там, «где воздух свеж», где ему было весело вдохнуть свежесть горных вод. Как с этим связаны ожидания Мцыри того, что его раны освежит сырой покров земли?

    Естественным завершением изучения поэмы Лермонтова мог бы быть вывод, сделанный В. Коровиным:

    «Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую необозримые возможности для героической деятельности. Трагическая потерянность героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание лермонтовского поколения».

    Следует согласиться с мнением ученого: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своем стремлении. Отьединенность личности характерна и для «естественного человека», и для демонического героя... Одиночество личности становится болезнью века».

    (Использованы материалы З. Абрамовой, Ц. Балталона, З. Блиновой, С. Бочарова, Е. Виноградовой, Л. Гороховской, Л. Крыловой, В. Коровина, О. Петровой, Б. Турьянской, М. Салтыковой и др.)


    Метки публикации: Учебник литературы для 8 класса. В. Я. Коровина, И. С. Збарский

    25-01-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика