Своеобразие стихотворения "Гамлет" заключается в том, что различные его интерпретации не противоречат друг другу, а, напротив, дополняют. С одной стороны, они включают стихотворение в смысловую ткань романа, а с другой - сам роман - в контекст мировой культуры. Сам Борис Пастернак, проясняя замысел своего произведения, говорил: "Атмосфера вещи - мое христианство". Стихотворение "Гамлет" допускает следующие прочтения:
Название стихотворения и содержащаяся в нем ситуация неизбежности предначертанного герою пути, пытающегося ее осмыслить, свидетельствуют, что это - внутренний монолог датского принца Гамлета - главного героя трагедии У.Шекспира "Гамлет". Стихотворение заставляет обратиться к этой трагедии, а также вспомнить осмысление образа в русской культуре, например, И. Тургеневым (статья "Гамлет и Дон Кихот", повесть "Гамлет Щигровского уезда"), А. Блоком ("Я Гамлет. Холодеет кровь...") и др.
Стихотворение представляет собою монолог актера, исполняющего роль Гамлета ("Я вышел на подмостки" - сцена; "На меня наставлен сумрак ночи / Тысячью биноклей на оси" - зрительный зал; наконец, слова "замысел", "роль", "драма", "распорядок действий". Ср. также один из черновых вариантов стихотворения: "Это шум вдали идущих действий. / Я играю в них во всех пяти").
Обращение к образу Гамлета Шекспира заставляет вспомнить формулу-изречение великого драматурга: "Весь мир - театр, и люди в нем актеры". В этом случае ситуация трагического героя осмысляется как его отношение к жизни вообще, а обращение "Я люблю твой замысел упрямый" относится не сколько к режиссеру драмы, но к Твоэтого мира, в котором каждый должен достойно пройти путь, предначертанный ему свыше ("дверной косяк" - символ начала жизненного пути). Таким образом, жизни человека даже в самых тяжелейших и затруднительных обстоятельствах возвращается подлинный смысл: быть достойным своей роли и своего предназначения в этом мире.
Стихотворение отсылает Моление о Чаше Христа в Гефсиманском саду, о чем говорит почти точная цитата из Евангелия от Марка (Марк, 14, 36) и от Матфея (Матф. 26,39). Картина звездной ночи здесь предстает как упоминание о фарисействе и об одиночестве героя. Пастернаком вводится тема жизни как искупительной жертвы. Также одна из центральных идей романа связана с началом явления Христа новой эпохи - началом современной истории, нашей эры, впервые поставившей вопрос о личном, личностном бессмертии человека, о ценности отдельной личности.
"Века и поколения только после Христа вздохнули свободно. Только после него началась жизнь в потомстве, и человек умирает не на улице под забором, а у себя в истории, в разгаре работ, посвященных преодолению смерти, умирает, сам посвященный этой теме", - так говорит Николай Николаевич Веденяпин - дядя Юрия Живаго.
Стихотворение написано главным героем романа Юрием Живаго и было переписано и доработано им за несколько дней до смерти. Проблематика стихотворения позволяет осмыслить жизненный путь героя в соотнесении с путями Гамлета, художника-актера, должного до конца довести свою роль в драме жизни, и, наконец, Иисуса Христа, сказавшего миру новое Слово о жизни и своей жизнью подтвердившему его правоту (подобное прочтение подкрепляется фамилией героя - ср. "печать Бога Живаго" (Откр. 7,2)).
В стихотворении проясняются особенности биографизма романа, особенно если вспомнить, что стихотворение принадлежит перу Бориса Пастернака. Как сказал об этом произведении академик Д. С. Лихачев: "Доктор Живаго" - "духовная автобиография Пастернака". Своеобразие и стихотворения, и романа состоит в том, что автор не прямо переносит обстоятельства многовековой давности в современность: эти обстоятельства словно просвечивают сквозь покров времени, не подменяют друг друга, а сливаются в нерасторжимое целое, "как образ входит в образ, / И как предмет сечет предмет" ("Мне хочется домой, в огромность..."). Стихотворение преодолевает само время! Случившееся когда-то века происходит здесь и сейчас, и уже никогда не пройдет, будет вечно (ср. "Я ловлю в далеком отголоске / Что случится на моем веку", т. е. в далеком отголоске событий прошлого слышу весть о будущем). Не случайно в "Рождественской звезде" - другом стихотворении Юрия Живаго - сквозь библейский пейзаж просвечивают черты пейзажа зимней Руси. Победа над смертью - центральная тема всего романа и размышлений его героев, и стихотворений Юрия Живаго. Преодоление времени, совершенное Спасителем и продолжающее свершаться сейчас.