Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте


    "Елка у Свентицких"


    (кн. 1, ч. 3, гл. 9, 10)

    Лара намеревается бесповоротно определить свою судьбу, разрешив целый узел проблем, связанных с ее глубинной зависимостью от Комаровского, долгом брата Родиона и неопределенностью отношений с Пашей Антиповым. Она приходит к Паше в комнату с намерением как можно скорее обвенчаться. По ее просьбе Антипов ставит на подоконник свечу. От язычка ее огня на обледеневшем стекле окна постепенно протаял черный глазок. Юрий Живаго, спешащий в это время на елку к Свентицким, проезжая с Тоней на извозчичьих санках по Камергерскому, заметил на одном из окон этот кружок, напоминающий осознанный, направленный вовне взгляд. На ум главному герою пришли первые строчки его первого стихотворения: "Свеча горела на столе. Свеча горела...". Под названием "Зимняя ночь" оно вошло в книгу его стихов.

    Этому моменту романа невозможно дать однозначную трактовку, поскольку он глубоко символичен. Данный эпизод является одним из смысловых центров произведения, связующий воедино не только прозаическую и стихотворную часть романа, но и ряд аспектов его проблематики.

    Свет свечи связывает Юру с Тоней и Лару с Пашей в поворотный момент их судьбы. Зарождаются две новые семьи, и лучик света показывает, что связь эта не случайна. Лучик словно высвечивает общую для этих пар жизненную нить.

    Пересечение судеб Юрия и Лары связано с первым приходом к нему вдохновения. С этого момента Лара станет для Живаго его Музой, а с этой свечи начнется путь Живаго как поэта.

    Возможно и еще одно толкование, требующее привлечение материала романа, в том числе и стихотворения "Зимняя ночь". Сквозь протаявший глазок огонь свечи проникал на улицу "почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало". С этим образам связано размышление Юрия Живаго о том, что сознание человека - это "свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться" (кн. 1, ч. 3, гл. 3). В этом случае дом можно понимать в творчестве Пастернака как образ, символизирующий место человека в этом бытии. Дом - это обжитое человеком внутреннее пространство мира, окруженное ночным хаосом неизвестного и непросветленного сознанием мрака. Снаружи - мрак, безумие уничтоженья, небытия ("Мело, мело по всей земле, / Во все пределы".); внутри - теплится свечка жизни человека ("Свеча горела на столе, / Свеча горела".), и свет ее бьет наружу, хоть немного рассеивая мрак, освещая и освящая его.

    Отметим, что взгляд, направленный вовне - это еще и взгляд поэта - Живаго-Пастернака. Недаром "глаз он знал с доскональностью будущего окулиста". Истинное призвание и высший смысл миссии поэта на земле - видеть то, что скрыто от других, замечать всю безумную прелесть этого мира и через слово доносить ее до других, разрывая покровы тьмы.

    Также стихотворение "Зимняя ночь" приоткрывает еще один из вероятных смыслов этого эпизода. Так как в нем говорится о любви мужчины и женщины, то эта любовь в свете свечи приобретает высший, сакральный смысл. Недаром "жар соблазна / вздымал, как ангел, два крыла / крестообразно". Любовь - вот самое чистое и светлое чувство на земле, противостоящее хаосу небытия, возвращающее обезумевшему миру потерянный им смысл.

    Эти объяснения ни в коем случае не исчерпывают основной смысл анализируемого эпизода, поскольку они лишь демонстрируют бесконечность его значений. А это - верный признак подлинного произведения искусства.


    6-04-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика