Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте

    » » Сборник "На ранних поездах" Комментарии

    Сборник "На ранних поездах" Комментарии


    Этот сборник свидетельствует о коренных изменениях творческой манеры Пастернака, намеченных в предыдущем сборнике и в полной мере проявившихся в 40-х годах: новые произведения отличает та "немыслимая простота" выражения, о которой говорил поэт в стихотворении "Здесь будет все; пережитое..."

    "Мне по душе строптивый норов..." Первое стихотворение цикла "Художник" - своеобразный творческий манифест позднего Пастернака. Признаком подлинного художника поэт считает скромность, презрение к славе, вечное недовольство собой. Гольфштрем - Гольфстрим, теплое течение в Атлантическом океане. "Он жаждал воли и покоя" - ср. у А. С. Пушкина: "На свете счастья нет, но есть покой и воля" (из стихотворения "Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит...")

    Сосны. Видимая "прозрачность" данного стихотворения как нельзя лучше иллюстрирует "немыслимую простоту" поздней манеры Пастернака, при том что в сущности оно наследует прежнюю проблематику его творчества. Развернутое метафорическое уподобление соснового леса морю дается здесь не одновременно, как это было характерно для раннего Пастернака. Это уподобление мотивируется вполне "реалистически": лирическому герою "мерещится" море "где-то за стволами", и постепенно именно воображаемое обретает полноценную реальность. Сама же мысль об обретении человеком бессмертия в слиянии с природой ("И вот, бессмертные на время, / Мы к лику сосен причтены") всегда была органичной для поэта. Отсюда, кстати, и церковная лексика в стихотворении: "причтены ... к лику", "ладаном дыша".

    На ранних поездах. Реальные события, легшие в основу этого стихотворения, - обычный пеший путь поэта с его дачи в Переделкино на железнодорожную станцию, и далее на электричке - в Москву. Новое здесь по сравнению с ранним его творчеством - образы простых людей, попутчиков, в которых всматривается поэт. Прежде его лирика была населена в основном природными стихиями, растениями и животными; только "любимая" разделяла порой человеческое одиночество лирического героя. Здесь же "боготворение" простых людей перерастает в ощущение своей причастности к ним, недаром "я" первых строф в конце сменяется "мы". Ветлы - белые (серебристые) ивы. Виадук - мост через овраг или дорогу.

    Опять весна. Способность поэта даже самые знакомые и привычные вещи вдруг увидеть по-новому, "остраненно", в этом стихотворении не требует уже романтической мотивировки (мол, только поэт, в отличие от простых людей, обладает этим даром). Просто всего за день отсутствия привычная лирическому герою местность преобразилась под воздействием весны настолько, что стала неузнаваемой. Одушевленность же природных процессов ("речь половодья - бред бытия") - вполне из арсенала ранней лирики Пастернака. Обращает на себя внимание виртуозное владение поэта техникой звукописи ("Льется чрез край ледяная струя / В пруд и из пруда в другую посуду").

    "Во всем мне хочется дойти..." Еще одно программное стихотворение позднего Пастернака. Желание не оставаться на поверхности явлений, проникнуть в их сущность проявляет не только символистские истоки творчества поэта, но и значимые расхождения его с былыми учителями. Здесь мы обнаруживаем не символистское преображение мира красотой, реальности - искусством (так называемую теургию). Наоборот, идеал поэта - преображение искусства природой, когда природа входит в творение художника, оставаясь при этом самой собой ("В стихи б я внес дыханье роз, / Дыханье мяты"), так что произведение искусства становится ее неотъемлемой частью ("Я б разбивал стихи, как сад"). На таком напряжении между поэзией и действительностью, вымыслом и реальностью ("Натянутая тетива / Тугого лука") и держится подлинный шедевр, не впадая ни в бесплотное эстетство, ни в бездушный натурализм.

    "Быть знаменитым некрасиво..." "Настоящего жизнеописания заслуживает только герой, но история поэта в этом виде вовсе не-представима. Ее пришлось бы собирать из несущественностей, свидетельствующих об уступках жалости и принужденью... Ее нельзя найти под его именем и надо искать под чужим, в биографическом столбце его последователей... Область подсознательного у гения не поддается обмеру. Ее составляет все, что творится с его читателями и чего он не знает", - писал Пастернак в "Охранной грамоте". Значимость художника определяется не количеством им написанного, а его художнической честностью и силой отзвука в сердцах читателей, и потому не архив (как то, что принадлежит прошлому, и значит - уже мертвое), а читательское понимание ("будущего зов" - всегда живое) должно стать главной его заботой. Интересно, что один из вариантов названия этого стихотворения - "Верую": такое "прямое" выражение убеждений Пастернака было мало свойственно его ранней лирике.

    Душа. "Человек в других людях и есть душа человека. Вот что вы есть, вот чем дышало, питалось, упивалось всю жизнь ваше сознание. Вашей душою, вашим бессмертием, вашей жизнью в других. И что же? В других вы были, в других и останетесь. И какая вам разница, что потом это будет называться памятью. Это будете вы, вошедшая в состав будущего", - эти слова Юрия Живаго о сущности бессмертия, которыми он утешает тяжелобольную Анну Ивановну, могут послужить важным комментарием к данному стихотворению. Став неотъемлемой частью сознания поэта в виде памяти, умершие обретают бессмертие в его творчестве, пусть незаметно для поэта, но влияя на характер его лирики ("Их муки совокупные / Тебя склонили ниц"). И "погостный перегной" - образ не только смерти, но и Воскресения, ибо что как не перегной является благодатной почвой для появления нового ростка жизни. Скудельница - кладбище; общая могила. Погост - сельское кладбище, обычно - при церкви.

    Стихотворения Юрия Живаго

    Сборник представляет собой 17-ю, заключительную главу романа "Доктор Живаго" и по замыслу автора принадлежит главному герою этого произведения. Не все стихотворения напрямую связаны с сюжетом романа, однако все обнаруживают глубинную, идейно-тематическую связь с происходящими в нем событиями. Они создавались Пастернаком в период с 1946 по 1953 год; "отказ" поэта от их авторства обусловлен особого рода автобиографичностью романа, заключающейся не столько в схожести жизненных путей автора и его героя, сколько в близости их мироощущения и убеждений.

    На Страстной. Стихотворение точно передает смысл и порядок Службы Страстей Христовых. Последняя неделя Великого поста носит название Страстной и посвящена воспоминанию о страданиях Иисуса Христа и о принесенной им искупительной жертве. Великий (или Страстной) Четверг соответствует пасхальной вечери Христа с учениками, Великая Пятница - осуждению, распятию и погребению Христа. В ночь с Пятницы на Субботу процессия, символизирующая погребение, обносит вокруг храма плащаницу - полотно с изображением Христа во гробе после снятия с креста. По окончании Страстной Недели празднуется Пасха - главный христианский праздник, установленный в воспоминание о Воскресении Иисуса Христа на третий день после распятия. Псалтырь - сборник из 150 псалмов; одна из канонических книг Ветхого Завета и наиболее употребительных Священных книг в православном богослужении. Притвор - часть храма при входе. Просфора - небольшой круглый хлеб, использующийся в православном богослужении в Таинстве Причащения. Паперть - крыльцо храма; обычное месторасположение нищих и калек. Ковчег - ларец или сосуд для хранения предметов, относящихся к Таинству Причастия. Апостол - богослужебная книга, включающая в свой состав Деяния Апостолов, их Послания и Апокалипсис.

    Стихотворение знаменательно соотнесением смерти и Воскресения Христа со смертью и весенним возрождением природы, а также представлением о том, что Воскресение требует духовного усилия.

    Осень. Стихотворение в своей прозрачности не требует особого комментария. Отметим только развернутую реализацию в стихотворении метафоры "осенняя страсть", когда последние краски увядающей природы уподобляются поздним чувствам героев. "Как в песне, стежки и дорожки / позаросли наполовину" - имеется в виду русская народная песня "Позарастали стежки-дорожки".

    Август. Шестое августа - особый день для Пастернака: именно этот день, когда 13-летним мальчиком он упал со скачущей во весь опор лошади, поэт считал началом своего творческого служения: "Еще накануне, помнится, я не представлял себе вкуса творчества. Существовали только произведения как внушенные состояния, которые оставалось только испытать на себе. И первое пробуждение в ортопедических путах принесло с собою новое: способность распоряжаться непрошеным, начинать собою то, что до сих пор приходило без начала...". Теперь же, через 50 лет после того знаменательного события, поэт в стихотворении "Август" прощается с "творчеством и чудотворством". Для Пастернака было особенно важно, что по старому стилю 6 августа праздновалось Преображение Господне - Второй Спас - праздник, посвященный преображению Иисуса Христа перед лицом учеников на горе Фавор, когда Он явился им в Своей Божественной славе: "просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет" (Матф.17, 2).

    Зимняя ночь. "Свеча горела на столе, свеча горела" - с этих строк, лейтмотивом звучащих в стихотворении, для Юрия Живаго, героя романа Б.Пастернака "Доктор Живаго", началось творчество. Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса) - и земной любви двух человек, любви, утверждающей свой высший смысл и свое право на жизнь перед лицом этого враждебного всему живому хаоса. Так что недаром вопреки всему горит на столе свеча - символ человеческой души, человеческой жизни.

    Гефсиманский сад. Стихотворение, замыкающее в романе книгу лирики Юрия Живаго обращается к тому же эпизоду из Евангелия от Матфея (26, 36-46), что и открывающее ее - "Гамлет", только на этот раз Моление о Чаше лишь упоминается ("Чтоб эта чаша смерти миновала, / В поту кровавом он молил отца"), зато подробно и близко к первоисточнику излагается сам евангельский сюжет Гефсимании и предательства Иуды. В подвиге Христа поэт подчеркивает его человечность, способность отказаться от внешнего Чуда как чего-то неорганичного для этого мира. Именно поступок Христа-человека, Сына Человеческого, по мысли Пастернака, вдохновляет и наполняет смыслом жизнь людей во все века, поскольку доказывает посильность подвига Христа для любого из живущих на земле.


    6-04-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика