Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Сборник "Поверх барьеров" Комментарии

    Сборник "Поверх барьеров" Комментарии

    Так назывался второй сборник. Из коммерческих соображений на титульном листе был указан 1917 год. Часть стихотворений из этого сборника (некоторые из них были существенно переработаны) составили одноименный раздел книги стихов 1929 года, также названной "Поверх барьеров". На одном из экземпляров сборника Б. Пастернак пояснил свой выбор данного названия: "С течением лет самое, так сказать, понятие "Поверх барьеров" у меня изменилось. Из названия книги оно стало названием периода или манеры, и под этим заголовком я впоследствии объединил вещи, позднее написанные, если они подходили по характеру к этой первой книге, т. е. если в них преобладали объективный тематизм и мгновенная, рисующая движение, живописность".

    Раздел "Начальная пора"

    Первый раздел книги стихотворений 1929 года "Поверх барьеров", в который в переработанном виде вошли некоторые из стихотворений, опубликованных Б. Пастернаком в коллективном сборнике "Лирика" (1913), а также составивших лирический сборник поэта "Близнец в тучах" (1913).

    Не как люди, не еженедельно...

    Для правильного понимания этого стихотворения необходимо вспомнить первые стихи Ветхого Завета ("И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" - Бытие, 1,3.) и слова Христа, обращенные к его ученикам ("Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?" - Матф. 5,13). Для лирики Пастернака характерно уподобление Божественному Откровению тех особых состояний свежести восприятия, присущих в иные минуты лишь детям... и поэтам, когда мир кажется как будто впервые увиденным, словно заново творясь у них на глазах. Мольбу о такого рода откровениях и представляет собой стихотворение.

    Весна ("Что почек, что клейких заплывших огарков...").

    Распускающиеся почки здесь уподобляются огаркам свечи, весенний лес, наполненный гомоном пернатых, - органу: вновь с помощью метафор природа и человек, природа и искусство сливаются у Пастернака в одно целое. Сам процесс творчества понимается им как впитывание внешних впечатлений, всех без разбору, и их последующее перенесение на бумагу. При этом поэт как бы самоустраняется от творчества: поэзия возникает словно непроизвольно, сама по себе, ее надо только верно записать. Недаром в первоначальном варианте 16-я строчка имела вид: "Ставь кляксы и плачь на бумаге!" - отсылая к стихотворению "Февраль. Достать чернил и плакать!.." Стихотворение перекликается и с наброском 1918 года. "Несколько положений": "Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно - губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться". Брыжи - сборчатый воротник. Фижмы - вид пышной юбки с каркасом у бедер.


    6-04-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика