Это стихотворение Бориса Пастернака считается одним из наиболее показательных для ранней манеры поэта. Образно оно построено на уподоблении ранней весны, ливня (картины природы) и поэтического вдохновения, начала творчества (внутреннее состояние души), причем творческий акт становится естественным продолжением процессов, происходящих в природе весной.
Как считают некоторые исследователи, понятие "черной весны" взято из стихотворения Иннокентия Анненского "Черная весна (тает)" (29 марта1906), в котором есть следующие строки:
И только изморось, мутна,
На тление лилась,
Да тупо черная весна
Глядела в студень глаз -
С облезлых крыш, из бурых ям
С позеленелых лиц...
А там, по мертвенным полям,
С разбухших крыльев птиц...
Если "черная весна" Анненского - образ мрачный, так как тема его стихотворения - "встреча двух смертей", покойника и уходящей зимы, то для Бориса Пастернака важнее радостная тема прихода весны, чье торжество над зимой знаменует появление проталин, черных грачей и т.д. И "благовест" - колокольный звон, и "клик" - победный возглас колес - создают торжественное ощущение праздника. Именно весна вдохновляет поэта, побуждает его к творчеству. Потому Пастернак бросается навстречу природе, ее стихиям, стремится "перенестись туда, где ливень / еще шумней чернил и слез": вдохновение отнюдь не предполагает у поэта изоляцию от внешнего мира.
Стая грачей, сорвавшаяся с деревьев, отражается как в лужах, так и в глазах лирического героя, поэтому его грусть названа "сухой". Поэт инертно отдается своим впечатлениям, которые преобразуются в великолепие стихов. Чем меньше сознательной воли лирического героя в этом замешано, чем случайнее кажется выбор того, что им воспринято, тем ближе оказывается стихотворчество к природным процессам ("Чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд").