Стихотворение написано Пушкиным в "болдинскую осень" 1833 г.
Несмотря на то, что это реалистическое произведение можно
отнести к пейзажной лирике, все-таки основной является тема рождения
творчества: возникая в заключительных строфах стихотворения, она
связывает все повествование.
Эпиграф взят из послания Державина "Евгению. Жизнь Званская",
где автор прославляет покой и уединение на лоне сельской природы.
Пушкин, однако, не делает упор на мотиве уединения, но восторгается
пышной красотой осени, своего любимого времени года:
Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...
Стихотворение "Осень" относится к лироэпическому роду
литературы, сочетающего поэзию и прозу, много раз отступающего от темы,
как и, например, роман в стихах "Евгений Онегин".
Реалистический пушкинский стиль стремится к предельной
правдивости в изображении как внешнего, так и внутреннего мира. В этом
его преимущество перед поэзией классицизма и романтизма, в поэтике
которых выдвигалось или общее, отвлеченное (классицизм), или, наоборот,
слишком субъективное, индивидуализированное (романтизм).
Композиционное своеобразие "Осени" заключается еще и в том, что
поэтическое повествование перемежается лирическими отступлениями. Именно
эти отступления, замечания и рассуждения поэта по поводу осени и
составляют сюжетную основу стихотворения. В этом заключается
художественное своеобразие взаимосвязи композиции и сюжета в
стихотворении "Осень".
В стихотворении широко используется богатый пушкинский арсенал
изобразительных средств, метафор и метафорических сравнений, в первую
очередь; в сравнении осени с умирающей девушкой чувствуется ирония:
... Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится...
Завершается стихотворение опять же метафорой:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Произведение написано октавами, строфой обычно используемой в
лироэпических произведениях, с рифмовкой "абабабвв", шестистопным
ямбом. Сочетание такой объемной строфы, как октава, с данным
стихотворным размером дает возможность строфам быть тематически
самостоятельными и законченными.
В стихотворении нет канонических штампов, одновременно
существуют и высокая патетика, и удивительная живописность. Безупречное
единство формы и содержания дает право говорить о том, что это -
шедевр русской классической поэзии.