Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте

    » » Анализ стихотворения Пушкина "Осень"

    Анализ стихотворения Пушкина "Осень"


     
    Стихотворение написано Пушкиным в "болдинскую осень" 1833 г.

    Несмотря на то, что это реалистическое произведение можно отнести к пейзажной лирике, все-таки основной является тема рождения творчества: возникая в заключительных строфах стихотворения, она связывает все повествование.

    Эпиграф взят из послания Державина "Евгению. Жизнь Званская", где автор прославляет покой и уединение на лоне сельской природы. Пушкин, однако, не делает упор на мотиве уединения, но восторгается пышной красотой осени, своего любимого времени года:

    Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...

    Стихотворение "Осень" относится к лироэпическому роду литературы, сочетающего поэзию и прозу, много раз отступающего от темы, как и, например, роман в стихах "Евгений Онегин".

    Реалистический пушкинский стиль стремится к предельной правдивости в изображении как внешнего, так и внутреннего мира. В этом его преимущество перед поэзией классицизма и романтизма, в поэтике которых выдвигалось или общее, отвлеченное (классицизм), или, наоборот, слишком субъективное, индивидуализированное (романтизм).

    Композиционное своеобразие "Осени" заключается еще и в том, что поэтическое повествование перемежается лирическими отступлениями. Именно эти отступления, замечания и рассуждения поэта по поводу осени и составляют сюжетную основу стихотворения. В этом заключается художественное своеобразие взаимосвязи композиции и сюжета в стихотворении "Осень".

    В стихотворении широко используется богатый пушкинский арсенал изобразительных средств, метафор и метафорических сравнений, в первую очередь; в сравнении осени с умирающей девушкой чувствуется ирония:

    ... Мне нравится она,

    Как, вероятно, вам чахоточная дева

    Порою нравится...

    Завершается стихотворение опять же метафорой:

    И мысли в голове волнуются в отваге,

    И рифмы легкие навстречу им бегут,

    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

    Минута - и стихи свободно потекут.

    Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

    Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут

    Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;

    Громада двинулась и рассекает волны.

    Произведение написано октавами, строфой обычно используемой в лироэпических произведениях, с рифмовкой "абабабвв", шестистопным ямбом. Сочетание такой объемной строфы, как октава, с данным стихотворным размером дает возможность строфам быть тематически самостоятельными и законченными.

    В стихотворении нет канонических штампов, одновременно существуют и высокая патетика, и удивительная живописность. Безупречное единство формы и содержания дает право говорить о том, что это - шедевр русской классической поэзии.

    Метки публикации: Анализ стихотворения

    24-01-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика