Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Урок литературы. Тема: "Смысл названия романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"". 10-й класс

    Урок литературы. Тема: "Смысл названия романа И.С. Тургенева "Отцы и дети"". 10-й класс

    Петрова Светлана Юрьевна, учитель руского языка и литературы

    Класс: 10


    Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.

    Цели по содержанию:

    Образовательная:

    • Раскрыть причины изображения общественно-политической жизни России 60-х годов XIX века И.С.Тургеневым в романе "Отцы и дети".
    • Раскрыть смысл названия романа и выяснить его идейно-художественное своеобразие через работу с текстом, иллюстрациями и видеофрагментом.
    • Создать условия для выявления нравственной и философской идеи романа.

    Развивающая:

    • Совершенствовать навыки ознакомительного чтения и продуктивного монологического высказывания.
    • Способствовать развитию умений учащихся анализировать сюжет и композицию романа.
    • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, используя содержание романа.

    Воспитательная:

    • На материале урока подвести учащихся к выводу о философичности темы "отцов и детей".
    • Средствами урока способствовать воспитанию уважительного отношения к разным точкам зрения разных поколений.

    Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

    Методы: частично-поисковый, репродуктивный

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

    Средства обучения:

    1. Учебник: "Литература" 10 класс под ред. Т.Ф.Курдюмовой.- М, "Дрофа", 2009 год.
    2. И.С.Тургенев "Отцы и дети".
    3. Фрагмент телесериала "Отцы и дети" (2008 год).
    4. Мультимедийное сопровождение.
    5. Дидактический материал.

    Ход урока

    Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
    1. Оргмомент. Приветствует учащихся.

    Создаёт позитивный настрой.

    Приветствуют учителя.
    2. Целеполагание и мотивация. Предлагает учащимся прослушать легенду ливанского поэта Халила Джибрана "Лук, посылающий вдаль" Приложение № 1.docxpril1.docx [11,02 Kb] (cкачиваний: 358) и сформулировать тему урока.

    Учитель задает вопросы: "Почему в разное время, в разных странах поэты и писатели обращаются к теме "отцов и детей"?

    "Актуальна ли эта тема для вас? Почему?"

    Подводит учащихся к осмыслению проблемного вопроса урока "Какой смысл вложил в название романа И.С.Тургенев?" (слайд)

    Слушают, осмысляют и формулируют тему.

     

     

    Отвечают на вопросы учителя

     

     

    Осмысливают проблемный вопрос урока, принимают цели урока.

    3. Актуализация знаний. Предлагает учащимся вспомнить особенности русского романа 60-х годов XIX века, проиллюстрировать их, используя материал домашнего задания:

    1 группа - сюжетная линия, раскрывающая социальные отношения,

    2 группа - сюжетная линия, раскрывающая семейные отношения,

    3 группа - сюжетная линия, раскрывающая любовные отношения.

    Подводит учащихся к выводу, что в центре повествования "новый человек": разночинец, демократ, личность смелая, сильная, с развитым чувством собственного достоинства (слайд).

    Почему же роман не назван его именем?

    Отвечают на вопросы учителя, используя материалы домашнего задания, дают развернутое высказывание на вопрос "Особенности русского романа 60-х годов XIX века".
    4. Первичное усвоение знаний, осознание и осмысление блока новой учебной информации. 1) Просит учащихся прочитать отрывок из статьи "Отставные люди и наследники" Приложение № 2.doc, pril2.doc [27,5 Kb] (cкачиваний: 262)характеризующей атмосферу сословной борьбы, изображенной в романе (слайд) и найти во II и IV главах подтверждения взаимной неприязни либералов и разночинцев.

    Предлагает ответить на вопрос

    На чьей стороне либерал Тургенев? (Слайд)

    2) Сообщает учащимся о художественном своеобразии экранизации произведений художественной литературы.

    Предлагает просмотреть эпизод из телесериала "Отцы и дети" (2008 года) и ответить на вопрос

    Какое звучание получает тема "отцов и детей" в продолжении романа?

    В каких эпизодах глав ХХI и XXVII мы еще встречаем философское звучание темы "отцов и детей"? (слайд)

    Предлагает учащимся ответить на вопросы

    Когда начинается любовная линия в романе?

    Какую роль она играет?

    Начертите схему композиции романа, в чем ее особенность? (слайд)

    Читают отрывок, осмысливают, находят примеры в тексте

     

     

     

     

    Отвечают на вопрос, используя текст романа.

     

     

    Смотрят эпизод и отвечают на вопрос, называют другие эпизоды, в которых тема "отцов и детей" наполняется философским звучанием.

     

    Отвечают на вопросы, схематично изображают кольцевую композицию романа.

    5. Первичное закрепление учебного материала Предлагает учащимся определить жанровое своеобразие произведения.

    Обращает внимание учащихся на проблемный вопрос урока "Какой смысл вложил Тургенев в название романа? ", предлагает сделать вывод и соотнести его со словами критика Н.Н.Страхова (слайд).

    Определяют роман в жанровом отношении как социально-психологический.

    Высказывают свое мнение, отвечают на проблемный вопрос и соотносят свое мнение со словами критика.

    7. Информация о домашнем задании Предлагает учащимся домашнее задание (слайд)

    Составить план развернутого ответа "Характеристика образа Базарова"

    Осмысливают задание, записывают задание в дневник.
    8. Рефлексия. Предлагает написать синквейн (слайд)

    Подводит итог урока, анализирует ответы учащихся.

    Вместе с учителем подводят итог урока.

    Метки публикации: Уроки литературы

    25-11-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика