Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Открытый урок по литературе в 6 классе - секрет басен Ивана Андреевича Крылова

    Открытый урок по литературе в 6 классе - секрет басен Ивана Андреевича Крылова

    Грунда Марина  Анатольевна

     

         Цели:

        - познакомить  с наследием Крылова, показать актуальность басен;

       

    а) образовательные:

         - учить осознанному выразительному чтению;

        - находить главную мысль басни, мораль,

         - сопоставить басни И.А.Крылова, найти сходство и различие, уметь разгадывать

           смысловую нагрузку слова, выражения, предложения;

         - умение создавать монологическое высказывание;

        - мотивировать предстоящую деятельность;

    б) развивающие:

       - развивать логическое мышление, артистические способности, память, внимание, речь

       - учить анализировать произведение, исследовать, делать вывод, выделять главное;

       - развивать коммуникативные навыки, речевую культуру поведения, творческое воображение;

    в) воспитательные:

       - прививать нравственные ценности поведения, благородство помыслов и поступков,     

          уважение, терпимость друг к другу.

     

       Методы:  творческое чтение,  эвристическая беседа, исследовательский метод.

     

       Оборудование, наглядность:

    1. Портреты  Эзопа, Лафонтена, И.А. Крылова

    2. Репродукция монускрипта  15 в.

    3. Выставка рисунков по произведениям И.А.Крылова. «Люблю, где случай есть пороки пощипать»

    4.  «Облако желаний»

    5.  Высказывания о баснях Крылова И.А.

    6.  Мультимедийный урок.


    Оформление Доски.

                                          

    Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639—1640)   Жан де Лафонтен. Портрет работы Г. Риго. 1690     Портрет И.А. Крылова работы К.П.Брюллова


                                                  
    1

    Ход урока:

                                                  

                                                                                           Эпиграф

                                                                     Кто не слыхал его живого слова?
                                                             
    Кто в жизни с ним не встретился своей?
                                                            Бессмертные творения Крылова
                                                            Мы с каждым годом любим все сильней.

                                                                                                     М. Исаковский  

    1. Оргмомент.

      2. Тему урока должны открыть дети. ( Какое задание было на дом? Как вы думаете, о чём будем говорить сегодня?)

    Презентация. Слайд №.1,2. (Тема урока и эпиграф)

    Целевая установка:  Слайд №3. Многие ли знают басни Крылова? Почему интересны всем? В чем секрет? Какова же цель урока? (Искать особенность, почему?)

      3. Актуализация.  Назовите умения по теме, которые пригодятся в  жизни  (уметь анализировать, внимательно читать, вдумчиво читать, делать выводы, высказывать свою точку зрения)

       4. «Облако желаний» Посмотрите: цели поставлены, тема названа, эпиграф прочитан. Что вы хотели бы сегодня для себя на уроке? С какими мыслями вы пришли на урок?

       5. Повторение материала, который нужен при работе с басней.

         Кто является родоначальником  басни? Кого еще знаете?

    Что такое басня? Что лежит в основе басни? Кто является героями басен? Как называется прием? Дайте ему определение?  Из каких частей состоит басня?  Что такое мораль? Какой прием лежит в основе?  (Все вышесказанное относится к любой басне.) Что же еще особенного есть в крыловской басне?) Можно ли творчество отделить от человека? Что это был за человек? (Портрет.)

    6. Использование  ИКТ. Мультфильм. Прослушивание басни. Эвристическая беседа. На кого похожи герои мультфильма? Почему?
    Составление эйдос-конспекта.

       Герой, образ.

    Приемы.

     Цвет. Вывод.

    1.Лисица (плутовка)

    Лесть

     

    2.Ворона (вещунья)

     

     

    Аллегория. 

    Речь (простая (суффиксы), сказочная). Звукопись.

    Ирония. Теряет божий дар – иносказание (разум)

    Противопоставлены .

    … ……………………….

    Иносказание

    Много крылатых выражений.

    Мы тоже так поступаем: то в роли лисы, то вороны.

    7. Чтение басни «Свинья под дубом» по ролям. 

    Составление эйдос-конспекта.

     Свинья(невежда) неуч

    Неблагодарная.

     

    Дуб вековой (наука) мудрость

    Желуди. (научн. открытия)

    Аллегория.

    Речь проста. (на бытовом уровне) необраз. Человека.

    Инверсия. Аллегория.

    Иносказание.

    …Инверсия.

    Обличает тех, кто не понимает пользы учения.

    Просвещению много веков

    Погубить его просто.

    ----------------------------------

    8. Инсценирование басни «Квартет» Словарь.  Слайд №4,5,6.

    Квартет

    1.Музыкальное произведение для четырёх исполнителей с партиями для каждого.

    2. Ансамбль из четырёх исполнителей.

    Альт - музыкальный смычковый инструмент несколько больше скрипки.

    Бас - медный духовой музыкальный инструмент низкого регистра и тембра.

    Дети, инсценировавшие сценку, говорят о своих героях. Ребята заполняют эйдос-конспект.

    Квартет (люди)

    Медведь, осел, козел, обезьяна

    Соловей ( профессионал)

    Иносказание

    Речь (яркая, простая)

    Мораль надо восстановить – она в словах соловья. Противопоставлены.

    ---------------------------------

    Высмеивает недалеких, необразованных людей. Не умеют, а берутся за дело.

    Уменье – главное.

     

    РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ.

      9. Эвристическая беседа. Чему учат? Где мораль? Какие жизненные примеры вы можете привести? Часто ли встречаются в жизни подобные случаи? Хочется  ли  быть похожими на героев? Почему?

     

      10. В чем же секрет басен Крылова И.А.?  ( Написаны простым языком. Поучительно. Интересно и доступно. Легко запоминаются. Не обидно. Воздействуют – не хочется быть похожими на героев. БАСНИ АКТУАЛЬНЫ) Памятник  Крылову И.А.(О создании, и что изображено)

    Слайд №7,8

     Словарь: Актуальность – современный, важный для настоящего времени.

     

      11. Рефлексия.  Довольны ли вы своей работой на уроке?

                                 Что важного было для вас на уроке?

                                 Вспомните слова Индийского поэта Калидоса.

    Слайд №9.

    Взгляни на этот день!
    Ведь в нем заключена жизнь.
    В его коротком отрезке
    Мы найдем все:
    И  блаженство роста,
    И  великолепие  действия,
    И  великие достижения.

      Получилось ли?   Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире. Его любят, читают, цитируют, говорят.

    А.С. Пушкин : «…весёлое лукавство  ума, насмешливость  и  живописный  способ выражения»

    «В.Г.Белинский: « Кто может изучить русский язык вполне, тот должен познакомиться с Крыловым» (Оценки)

      12. Домашнее задание. Создать образы по эйдос-конспекту. Объяснить свои ассоциации. Прочитать басни , выбрать крылатые выражения, подготовиться к тесту.

     

    СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ: po_basnyam.ppt [112,5 Kb] (cкачиваний: 401)                                     


    22-11-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика