В середине XI века появляются первые русские летописи.
В это время киевский священник Иларион (будущий митрополит)
пишет "Слово о законе и благодати" - богословский трактат, в котором
вырастает отчетливо выраженная церковно-политическая и патриотическая
тема: принявшая христианство Русь - страна не менее авторитетная и
достойная уважения, чем сама Византия. Русские князья Игорь и Святослав
прославились своими победами и "крепостью"; Владимир, крестивший Русь,
по важности своего поступка достоин сравнения чуть ли не с апостолами.
Основная идея "Слова" Илариона заключалась в равенстве Руси и Византии.
Эти же патриотические идеи легли и в основу древнейшего русского
летописания.
Агиографический жанр в XI - начале XII в. был представлен,
например, такими произведениями, как жития Антония Печерского (оно не
сохранилось), Феодосия Печерского, два варианта жития Бориса и Глеба. В
этих житиях русские авторы, несомненно знакомые с агиографическим
каноном и с лучшими образцами византийской агиографии, обнаруживают
высокое литературное мастерство.
В начале XII в. (видимо, около 1117 г.) киевский князь Владимир
Мономах пишет "Поучение", обращенное к сыновьям, но одновременно и к тем
русским князьям, которые пожелали бы прислушаться к его советам.
"Поучение" совершенно выпадает из строгой системы жанров, не имея себе
аналога в древнерусской литературе, обнаруживает высокую литературную
образованность и безусловный писательский талант Мономаха. Ослабленная
усобицами Русь не сможет активно противостоять внешним врагам - этой
идеей произведения Мономаха перекликаются со "Словом о полку Игореве".
Десятилетием ранее "Поучения" было написано "Хожение Даниила
Русской земли игумена", где описывались достопримечательности,
пересказывались при этом связанные с ними библейские сюжеты и
апокрифические легенды. Даниил выступает как патриот родной земли, не
забывающий в дальних странах о ее интересах, заботящийся о ее престиже.
Во второй половине XII в. наблюдается бурное развитие летописания.
В конце XII в. создавал свои произведения епископ города Турова
- Кирилл, один из самых выдающихся писателей Древней Руси: его отличают
продуманность композиции, богатство языка, смелость и яркость метафор и
сравнений, мастерство в построении фраз и периодов со всеми ухищрениями
риторического искусства (синтаксический параллелизм, обращения,
выразительные антитезы и т. д.) Особо значительное место в его
творчестве занимают слова на церковные праздники, рассчитанные на
произнесение в церкви во время торжественного богослужения.
Венчает литературное развитие этой эпохи "Слово о полку Игореве".
Краткость перечня памятников оригинальной русской литературы
XI-XII вв. - а здесь названы почти все наиболее значительные
произведения - заставляет нас задуматься над тем, как малы, наши
сведения о литературе Киевской Руси. Мы знаем лишь какую-то небольшую
долю из числа созданных тогда произведений, лишь те из них, которым
посчастливилось пережить страшные годы монголо-татарского нашествия.
Эти памятники свидетельствуют о существовании литературных школ,
о высоком уровне и литературного мастерства, и самой породившей их
литературы.
Если бы не сохранилась Лаврентьевская летопись 1377 г., мы бы
отдалились от времени создания "Повести временных лет" на три века, ибо
следующие по старшинству списки "Повести" относятся уже к XV в.
Словом, мы очень мало знаем о литературе и книжности Киевской
Руси. Монголо-татарское нашествие привело не только к гибели десятков
или сотен тысяч людей, не только к запустению городов, в том числе
крупнейших центров письменности, оно самым жестоким образом истребило и
саму древнерусскую книжность. Лишь те произведения, спискам которых
удалось уцелеть и привлечь к себе внимание книжников XIV или XV в.,
стали известны исследователям нового времени. Так, путешествие игумена
Даниила состоялось в начале XII в., тогда же он и написал свое
"Хожение", однако старшие списки памятника относятся лишь к XV в.
Древнейший список "Истории Иудейской войны", переведенной в XII
в., относится к концу XV в. - в Константинополе русский писец Иоанн
переписал находившийся там русский список; от этой рукописи Иоанна,
вернувшейся снова на Русь, и возродилась рукописная традиция памятника.
Итак, сохранившиеся до нового времени литературные памятники
XI-XII вв. - это лишь по счастливому стечению обстоятельств уцелевшие
остатки литературы, находившейся в канун монголо-татарского нашествия в
поре расцвета.