Хлебников Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885-1922), русский
поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного
искусства.
Родился 28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской
губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя
первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца
в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже
участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905
совершил самостоятельное научное путешествие на Урал. Первое из его
сохранившихся стихотворений начиналось строкой «О чем поешь ты, птичка в
клетке?..» Мать Велимира Хлебникова посвятила себя воспитанию пятерых
детей, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование,
приобрели вкус к литературе, живописи и истории.
В связи со служебными обязанностями отца семья часто переезжала. В 1897
Хлебников пошел в 3-й класс Симбирской гимназии, затем семья переехала в
Казань, где будущий поэт окончил гимназию и в 1903 поступил в
университет. В годы учебы писал стихи и прозу, занимался живописью,
математикой, биологией, химией, философией, изучал японский язык.
Университетские профессора считали его многообещающим натуралистом. Сам
же Велимир Хлебников в 1904 писал о себе: «Пусть на могильной плите
прочтут: «Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с
пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний, он основал
институт изучения дородовой жизни ребенка…».
В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет — сначала
на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставив
учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч. Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с акмеистами.
Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и
фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир). Однако уже в эти годы у
Хлебникова появились отличные от символистов и акмеистов взгляды на
природу слова. С 1905, тяжело переживая поражение России в
русско-японской войне и поражение Первой русской революции, он пытался
вывести числовые законы Времени, влияющие на судьбы человечества.
В 1908 в журнале «Весна» было опубликовано первое стихотворение Велимира
Хлебникова «Искушение грешника». Тогда же состоялось его знакомство с В. Каменским, Д. Бурлюком и др. членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц.
Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который называл
«будетлянством». Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей»
(1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же
году вышло еще несколько поэтических и теоретических книг Хлебникова —
«Ряв!», «Творения 1906-1908» и др. Знаменитый сборник футуристов
«Пощечина общественному вкусу» (1912) наполовину состоял из стихов
Велимира Хлебникова — «Кузнечик», «Бобэоби пелись губы…» и др.
Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому
времени пьесы «Маркиз Дэзес» (1909-1911) и поэмы «Журавль» (1909) был
ориентирован на разговорную речь. В «Пощечине общественному вкусу» была
напечатана составленная Хлебниковым таблица «Взор на 1917 год», в
которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал
«падение государства».
В 1912 была издана книга Велимира Хлебникова «Учитель и ученик», в
которой он изложил основы будетлянства как нового искусства. Его
поэтико-лингвистические исследования легли в основу «заумного языка»,
разработанного им совместно с поэтом А. Крученыхом и воплощенного в их общей поэме «Игра в аду» (1912). В общем сборнике Крученыха и Хлебникова «Слово как таковое» (1913) о «зауми» было сказано, что она
пользуется «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми
хитрыми сочетаниями». По определению Хлебникова, в «зауми» происходит
«сопряжение корней» слов, первоначально разложенных на фонетические
составляющие.
С началом Первой мировой войны Хлебников начал изучать законы прошлых
войн, чтобы предсказать ход текущей войны. Результатом этой работы стали
книги «Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне» (1915) и «Время мера
мира» (1916). Неприятие мировой бойни составляет содержание поэмы «Война
в мышеловке» (1915-1922) и других произведений этого периода.
В 1916 Велимир Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку
в Царицыне, где, по его словам, «прошел весь ад перевоплощения поэта в
лишенное разума животное». С помощью знакомого врача ему удалось
добиться освобождения от армии. В это время поэт мечтал создать общество
Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает
свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу. В
понимании Хлебникова, искусство имеет жизнестроительное значение в
судьбе поэта-«творянина». С необходимостью внебытового существования
«творянина» связаны странствия поэта по России. Хлебников считал, что
«стихи — это все равно что путешествие, нужно быть там, где до сих пор
еще никто не был». Образ жизни Хлебникова точно охарактеризован в
воспоминаниях поэта Н. Асеева:
«В мире мелких расчетов и кропотливых устройств собственных судеб
Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в
людской суетне. Меньше всего он был похож на типичного литератора тех
времен: или жреца на вершине признания, или мелкого пройдоху
литературной богемы. Да и не был он похож на человека какой бы то ни
было определенной профессии. Был он похож больше всего на длинноногую
задумчивую птицу… Все окружающие относились к нему нежно и несколько
недоуменно».
Октябрь 1917 Велимир Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии
описал увиденное в поэме «Ночной обыск «(1921). В 1918 находился в
Астрахани и описал свои впечатления в поэме «Ночь перед Советами»
(1921). В 1920-1921 на Украине Хлебников стал свидетелем разгрома армии
Деникина, который описал в поэмах «Ночь в окопе» (1920), «Каменная баба»
(1919), в рассказе «Малиновая шашка» (1921) и др. произведениях. Затем
Хлебников приехал на Кавказ, где работал в различных газетах, в
бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете
Волжско-Каспийского флота. Революционные события на Востоке стали темой
поэмы «Тиран без Тэ» (1921). Осмысление революции как вселенского
явления происходит в поэме «Ладомир» (1920), опубликованной в Харькове.
Ее заглавие — неологизм, придуманный Велимиром Хлебниковым для
обозначения всеобщей гармонии. В «Ладомире» создан образ неделимого
человечества, объединенного с природой.
В декабре 1921 Велимир Хлебников вернулся в Москву. К этому времени
относится его пророчество относительно собственной судьбы: «Люди моей
задачи часто умирают тридцати семи лет». В 1922 написал «Зангези»,
определив жанр этого произведения как «сверхповесть» и объяснив его
внутренний строй следующим образом: «Сверхповесть, или заповесть,
складывается из самостоятельных отрывков, каждый со своим особым богом,
особой верой и особым уставом… Это эпос сознания, эпос о мыслительном
процессе, связующем прошлое и будущее человечества». Имя главного героя —
непонятого пророка, «второго я» автора — произведено от слияния
названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. «Зангези»
пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по
словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение
слова, звукопись, безумный язык. В состав сверхповести введены «Доски
судьбы» — составленные Хлебниковым числовые соотношения между
историческими событиями.
Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернии вместе с художником П. Митуричем.
Умер Хлебников в деревне Санталово Новгородскую губернии 28 июня 1922.
Творчество Велимира Хлебникова оказало огромное влияние как на многих крупных поэтов 20 в. — В. Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и др., так и на развитие новых — ритмических, словотворческих и пророческих — возможностей поэзии.
После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о
его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного
поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом – новатором.
Настоящее имя Хлебникова – Виктор Владимирович.
Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же
поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался
литературой, а писать начал еще в гимназии.
В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском
университете на естественном отделении физико-математического
факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за
обучение.
В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в
знаменитой «Башне», так поэты называли квартиру главы символистов
Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике
символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное
стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова
«смех». В 1912г. Появился новый сборник с программой футуристов
«Пощечина общественному вкусу». Она вызывала бурю негодования не только
своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем
все было шиворот-навыворот. Весну 1912г. Хлебников провел под Херсоном в
имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же в Херсоне, он
издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами –
«Учитель и ученик». Хлебников мечтал о создании общечеловеческой
культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных
народов. Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и
поэзии Востока. В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической
повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает
психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее,
что объединяет людей во всем мире. Весной 1922г. Хлебников приехал в
Москву с юга уже тяжело больным.
В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово
Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть
подлечиться. В 1960г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и
захоронили на Новодевичьем кладбище.