Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте

    » » Критика о творчестве В. Хлебникова М. Эпштейн

    Критика о творчестве В. Хлебникова М. Эпштейн


    В своей экспериментальной поэзии В. Хлебников тяготеет к созданию новой мифологии, богатой образами вымышленных зверей, птиц, растений и промежуточных форм жизни: "дева-лосось", "дерево-зверь", "времири", "свиристели", "поюны", "зинзивер" ("Там, где жили свиристели...", 1908; "Времыши-камыши...", 1908). По количеству разнообразных природных реалий, метафорически переосмысленных, Хлебников не имеет равных в русской поэзии; некоторые его произведения строятся как маленькие энциклопедии животного и растительного царств ("Зверинец", 1909, 1911; "В лесу. Словарь цветов", 1913; "Голод", 1921). Ряд образов вошел в русскую поэзию с отчетливым "хлебниковским" отпечатком ("конь", "волк", "кузнечик", "лягушка", "олень", "тополь") - поэту удалось раскрыть пласты древнейших ассоциаций, связанных в национальном сознании с данными явлениями и словами ("Кузнечик", 1908-1909; "Кому сказатеньки...", 1908-1909; "Конь Пржевальского", [1912]; "Весеннего Корана...", 1919).

    Природа, по Хлебникову, заключает в себе прообразы и зародыши всех цивилизаций, технических и архитектурных форм, разнообразных человеческих взаимоотношений; отсюда обилие метафор и сравнений, проводящих параллель между природой и культурой, обществом, ремеслами (тигр - "магометанин", лягушка - "барынька", "слоны бились бивнями так, что казались белым камнем под рукой художника" и т.п.).

    Хлебников первым по-настоящему открыл для поэзии суровую, затаенную природу азиатских окраин России, мусульманского и буддийского Востока - Каспия, Саян, Алтая, Ирана по которым немало странствовал ("Шаман и Венера", [1912]; "О Азия! себя тобою мучу...", 1920; "Саян", 1920-1921; "Труба Гуль-муллы", 1921-1922). Это не бурлящий жизнью романтический Юг, но именно Восток - неподвижно глубокий, замерший и даже как будто вымерший, не "экзотика", а "эзотерика", сокровенная наука природы, которую поэт постигает как древние письмена ("за суровым клинопадом // бегут олени диким стадом", "застыли сказочными птицами // отцов письмена в поднебесье"). Исходя из идей древнего индо-русского, русско-скифского родства, Хлебников искал их доказательства в русской природе, изображения которой порой перекликаются с живописью С.Рериха.

    Утопическое мышление Хлебникова выразилось и в картинах будущего созидательного преображения природы, которая станет частью разумно устроенной цивилизации ("Из звездных глыб построишь кровлю - // Стеклянный колокол столиц"; "Я вижу конские свободы // И равноправие коров". - "Ладомир", 1920).

    12-05-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика