Действие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования
Александра II. Старый важный чиновник Аристарх Владимирович Вышневский,
выходящий в большую «богато меблированную залу» вместе со своей молодой
женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из её комнат, упрекает её
в холодности, жалуется, что ничем не может преодолеть её равнодушие.
Вышневский уходит в кабинет, а Вышневской мальчик приносит письмо,
которое оказывается любовным посланием от немолодого человека, имеющего
красавицу жену. Возмущенная Вышневская собирается вместе со знакомыми
посмеяться над неприятным поклонником и уходит.
Появляется пришедший к Вышневскому с делами служащий в его департаменте
старый опытный чиновник Юсов и проходит в кабинет. Входит Белогубов,
молодой подчиненный Юсова. Заметно важничая, выходит от начальника Юсов и
приказывает Белогубову переписать бумагу почище, сообщая, что в
переписчики его выбрал сам Вышневский, довольный его почерком. Это
вызывает восторг Белогубова. Он лишь жалуется, что в грамоте не силен и
за это над ним смеется Жадов, племянник Вышневского, живущий у него в
доме на всем готовом и также служащий под начальством Юсова. Белогубов
просит места столоначальника, которое будет ему «уж на всю жизнь», и
объясняет просьбу желанием жениться. Юсов благосклонно обещает и также
сообщает, что недовольный племянником Вышневский намерен предложить ему
покинуть дом и попробовать самостоятельно пожить на десятирублевое
жалованье. Появляется Жадов, чтобы поговорить с дядюшкой, но ему
приходится ждать в обществе Белогубова и Юсова, который ворчит на него и
упрекает в чрезмерных амбициях и нежелании выполнять черную
канцелярскую работу. Появившейся тетушке, с которой он дружен, Жадов
сообщает, что решил жениться на бедной девушке и жить с ней своим
трудом. Тетушка высказывает сомнение в том, что молодая жена захочет
жить в бедности, но Жадов думает её воспитать по-своему, уверяет, что,
как бы ему ни было тяжело, он не уступит даже «миллионной доли тех
убеждений, которыми […] обязан воспитанию». Однако сообщает, что хочет
просить у дядюшки прибавки к жалованью. Появившийся Вышневский и Юсов
принимаются ругать Жадова за неаккуратное хождение в должность, за
«глупые речи», которые он произносит перед сослуживцами, смеющимися над
ним за глаза. Вышневский резко осуждает намерение не имеющего средств
племянника жениться на бесприданнице, они ссорятся, и Вышневский,
заявив, что прекращает с Жадовым родственные отношения, уходит.
Вышневский расспрашивает Юсова, на ком собирается жениться его
племянник, узнает, что на одной из дочерей небогатой вдовы чиновника
Кукушкиной. Вышневский и поручает предупредить вдову, чтоб она не губила
дочери, не отдавала «за этого дурака». Оставшись один, Юсов бранит
новые времена, когда «мальчишки стали разговаривать», и восхищается
«гением» и размахом Вышневского. Однако выражает опасение из-за того,
что он «в законе не совсем тверд, из другого ведомства».
Второе действие происходит в небогатой гостиной в доме вдовы
Кукушкиной. Сестры Юленька и Полина разговаривают о своих женихах.
Выясняется, что Юленьке не нравится Белогубов («дрянь ужасная»), но она
рада-радехонька хоть за него выйти, чтоб избавиться от воркотни и
попреков матери. Полина говорит, что влюблена в Жадова. Появляющаяся
Кукушкина принимается пилить Юлию за то, что Белогубов долго не делает
предложения. Выясняется, что Белогубов намерен жениться, как только
получит место столоначальника. Кукушкина удовлетворена, но в завершение
беседы говорит дочерям: «Вот вам мой совет: мужьям потачки не давайте,
так их поминутно и точите, чтоб денег добывали».
Приходят Белогубов с Юсовым. Кукушкина, оставшись наедине с Юсовым,
просит места для Белогубова, тот обещает. Юсов предупреждает Кукушкину о
«неблагонадежности» и «вольнодумстве» жениха Полины Жадова. Но
Кукушкина уверена, что все «пороки» Жадова «от холостой жизни», женится —
переменится. Появляется Жадов, старшие оставляют молодых людей наедине с
девушками. Белогубов беседует с Юленькой и обещает, что свадьба не за
горами. Из беседы Полины с Жадовым видно, что, в отличие от сестры, она
искренне любит Жадова, честно рассказывает о своей бедности, о том, что
дома у них «все обман». Однако спрашивает Жадова, есть ли у него
знакомые купцы, которые, по словам Белогубова, будут делать им подарки.
Жадов объясняет, что этого не будет и что он откроет ей «высокое
блаженство жить своим трудом». Жадов объясняется в любви и просит у
Кукушкиной руки Полины.
Третье действие происходит в трактире, примерно через год. Входят
Жадов и его университетский товарищ Мыкин, пьют чай и расспрашивают друг
друга о житье. Мыкин учительствует, живет, «сообразуясь со средствами»,
холостяку этого хватает. «Нашему брату жениться не след», — поучает он
Жадова. Жадов оправдывается тем, что очень полюбил Полину и «женился по
любви. Взял девушку неразвитую, воспитанную в общественных
предрассудках», и жена страдает от бедности, «дуется немного, а иногда
поплачет». Появляются Юсов, Белогубов и двое молодых чиновников,
пришедших покутить по случаю удачного дела, принесшего «куш» Белогубову,
который угощает компанию. Он добродушно пытается пригласить и «братца»
Жадова (теперь они родственники по женам), но тот довольно резко
отказывается. Юсов формулирует своеобразную этику взяточника: «Живи по
закону, живи так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы». Довольный своей
молодежью Юсов пускается в пляс и произносит речь о своих добродетелях:
отца семейства, наставника молодежи, благотворителя, не забывающего и
бедных. Перед уходом Белогубов «по-родственному» предлагает Жадову
денег, но тот возмущенно отказывается. Чиновники уходят. К Жадову
подсаживается стряпчий Досужев, иронически комментирует виденную сцену.
Они пьют. Оставаясь один, захмелевший Жадов запевает «Лучинушку»,
половой выпроваживает его со словами: «Пожалуйте-с! Нехорошо-с!
Безобразно-с!»
Четвертое действие развертывается в «очень бедной комнате» Жадова,
где в одиночестве у окна сидит Полина, жалуется на скуку и запевает.
Приходит сестра, рассказывает, как успешно идут дела у её мужа, как
Белогубов балует её, Юлия жалеет Полину, ругает Жадова, возмущаясь, что
он «нынешнего тону не знает. Он должен знать, что человек создан для
общества». Юлия дарит сестре шляпку и велит растолковать Жадову, что
жена его «даром любить не будет». Оставшись одна, Полина восхищается
умом сестры, радуется шляпке. Тут приходит Кукушкина. Она бранит Полину,
что та не требует от Жадова денег, считает дочь «бесстыдницей» за то,
что у нее «все нежности на уме», хвалит Юлию, рассуждает о вреде
умников, полагающих, что брать взятки бесчестно. «Что за слово взятка?
Сами же его выдумали, чтоб обижать хороших людей. Не взятки, а
благодарность!»
Появляется Жадов, Кукушкина принимается его бранить, а Полина ей
поддакивает. Происходит ссора, Жадов просит тещу уйти. Он садится
работать, но Полина, помня уроки родных, принимается его пилить за
отсутствие денег на удовольствия и наряды, повторяя слова Юлии. Они
ссорятся, и Полина уходит. Жадов чувствует, что не в силах расстаться с
женой, и посылает прислугу догнать Полину. Вернувшаяся Полина требует,
чтобы он шел к дядюшке просить доходного места. Жадов сдается, рыдая, он
поет песню взяточников из комедии Капниста «Ябеда». Испуганная Полина
готова отступить, но Жадов зовет её вместе идти к Вышневскому.
Последнее действие возвращает нас в дом Вышневского. Вышневская в
одиночестве читает письмо своего осмеянного поклонника, который сообщает
ей, что в отместку за её поступок с ним перешлет её мужу случайно
доставшиеся ему письма Вышневской к молодому чиновнику Любимову. Она
даже не испугана, собирается упрекнуть мужа в том, что он купил её у
родных и сломал ей жизнь. В это время появляется Юсов, бормоча туманные
фразы о превратностях судьбы и губительности гордости. Наконец
выясняется, что Вышневского «за упущения» и «открывшиеся недостатки
сумм» отдают под суд, а осторожный Юсов говорит, что сам-то он «не
подлежит большой ответственности», хотя при нынешних строгостях его,
пожалуй, отправят в отставку. Появляется Вышневский. Гневно отталкивая
выражающую сострадание жену, он обращается к Юсову: «Юсов! За что я
погиб?» «Превратность… судьба-с», — отвечает тот. «Вздор! Какая судьба?
Сильные враги — вот причина!» — возражает Вышневский. Затем он отдает
Вышневской присланные ему письма к Любимову и называет её «развратной
женщиной». В обширном монологе Вышневская отрицает обвинения.
Тут появляются Жадовы. Скрепя сердце Жадов смиренно просит ради жены
доходного места. Пораженный Вышневский проявляет злорадный восторг от
такого поворота событий. Они с Юсовым издеваются над Жадовым и в его
падении видят суть нового поколения. Жадов опомнился, говорит о своей
личной слабости и о том, что в любом поколении есть честные люди,
обещает, что более никогда не сойдет с прямого пути, и, обращаясь к
жене, он отпускает её на волю, если ей трудно жить в бедности, но Полина
уверяет, что и не собиралась покидать его, а только следовала советам
родных. Жадовы целуются и уходят, Вышневская напутствует их пожеланием
счастья. Вбегает Юсов с сообщением, что у Вышневского удар.
© А. И. Журавлева