Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » » "Моление" и "Слово" Даниила Заточника

    "Моление" и "Слово" Даниила Заточника

    "Моление" и "Слово" Даниила Заточника - два памятника, очень близких друг другу - необыкновенно трудны для изучения: это ранние памятники, дошедшие до нас в несчетной редакции, с большими изменениями при многочисленных переписях, с утратами и искажениями. До сих пор не установлено точно взаимоотношения списков и редакций каждого из памятников - "Слова" и "Моления" - более или менее надежно, а так же какой из этих памятников первоначальный. Близость обоих памятников друг другу несомненна, но как они соотносятся, в чем выражается их близость - окончательно установить не удается, и оперируем мы только гипотезами и предположениями.

    Попробуем охарактеризовать "Слово" и "Моление" условно как единое произведение под названием "Моления", поскольку "мольба" к князю составляет именно его характернейшую черту.

    Как бы мы ни смотрели на происхождение отдельных редакций "Моления" Даниила Заточника, ясно одно: "Моление" не только читалось и переписывалось, - оно постоянно перерабатывалось, дополнялось, из него делались выборки, оно жило, творилось в течение ряда веков, тем не менее, каждый из его соавторов умел попадать в стиль "Моления" и не расходиться с его идеологией. Вновь дописанное или переработанное почти не отличалось по своему характеру от основной части. По всей видимости, стиль, в котором было написано "Моление", был хорошо знаком всем, кто так или иначе его касался. "Моление" ценилось и за свою идейную направленность, и за свой стиль. Во всех редакциях оно оставалось тем же самым, отличалось выработанностью, устойчивостью формы, поэтому в общей характеристике "Моления" не стоит различать особо отдельных редакций "Моления", рассматривать их как схожие по стилю.

    Было сделано несколько попыток определить ту социальную среду, к которой принадлежал автор "Моления". Эти попытки приводили к внешне противоречивым результатам. Одни из исследователей считают его дворянином, другие - дружинником князя, третьи - холопом, четвертые предполагают, что Даниил вообще не имел устойчивого социального положения. И вместе с тем, несмотря на всю внешнюю противоречивость выводов о том, кем был автор "Моления" по социальному происхождению, одно не представляет сомнений: автор "Моления" принадлежал не к господствующим классам общества, а к зависимым. Он называет себя "холопом". Называл ли он себя так в точном и узком значении этого слова, которое постоянно встречается в актовом материале Древней Руси, или в более общем и более неопределенном значении "слуга", "подданный", "зависимый человек", которое встречается по преимуществу в памятниках литературы, - все равно, в этом слове автор "Моления" подчеркнул свое невысокое социальное положение. Называет себя автор "Моления" и "дворянином" ("всякому дворянину имети честь и милость у князя"), но и эта его самохарактеристика не должна пониматься слишком буквально. Положение "дворянина" для XII-XIII вв. было не выше положения любого представителя княжеской дворни. Многочисленные "редакторы" "Моления" постоянно подчеркивают только одно - зависимое, низкое положение Даниила, не уточняя этого положения никакими конкретными социальными определениями.

    Однако к какой бы категории зависимых людей ни принадлежал Даниил, одна черта выделяет его из всех: Даниил подчеркивает свою полную зависимость только от князя и только в князе видит он возможный источник своего благополучия Это обстоятельство позволяет видеть в Данииле типичного княжеского "милостника", которых особенно много было во Владимиро-Суздальской земле и которые как раз вербовались из самых различных категорий зависимых людей. Княжеские "милостники" были и из холопов, и из крестьян, и из ремесленников, из разорившихся людей самых различных профессий. Это были люди часто пришлые, неустроенные в жизни, единственную свою надежду возлагавшие на князя, на его "милость". Не случайно и самое слово "милость", и обращение к этой "милости" так часты в "Молении".

    Князь может своей властью вызволить зависимого человека из нищеты, поднять его по лестнице социальных отношений, защитить от произвола богатых.

    Князь вместе с тем - защитник Родины от внешних врагов, и не случайно "Моление" в одной из редакций заканчивается похвалой князю, соединенной с мольбой к богу о защите Руси от врагов: "Силу князю нашему укрепи; ленивые утверди; вложи ярость страшливым в сердце. Не дай же, господи, в полон земли нашей языком, незнающим бога, да не рекут иноплеменницы: "где есть бог их?" Бог же нашь на небеси и на земли. Подай же им, господи, Самсонову силу, храбрость Александрову, Иосифово целомудрие, Соломоню мудрость, Давидову кротость, умножи люди своя во веки под державою твоею, да тя славит вся страна и всяко дыхание человече".

    Cамая устойчивая сторона "Моления" в его различных редакциях - его стиль. Отдельные высказывания автора "Моления" о своем положении слишком неопределенны для того, чтобы можно было с полной уверенностью решить, к какой точно категории зависимых людей он относился. Здесь много зависело от вставок, доработок и переделок, учесть которые за те почти пятьсот лет, которые отделяют время его создания от времени написания дошедших до нас списков, почти невозможно. Зато определенность стиля многое позволяет разгадать и в самой идейной сущности этого произведения.

    "Моление" Даниила Заточника в своей образной системе больше, чем какое-либо другое произведение русской литературы XI-XIII вв., опирается на явления русского быта.

    Д. В. Айналов в работе "Очерки и заметки по истории древнерусского искусства" отмечает, что автор "Моления" "очень" ясно упоминает два строя полков: "на оступ" и "яко ловцы разсыпашася по земли". Эти два приема военной тактики, то есть сражение строем и врассыпную (конницы), хорошо известны из летописи, в которой встречается тот же термин - "ступ", "оступишася", и из "Слова о полку Игореве": "разсушясь стрелами по чистому полю".

    В древнейших редакциях сообщаются некоторые сведения о железе, олове, меди. Примечательны термины: варить олово, искушать огнем золото, олово гинет (то есть уменьшается в количестве от переплава), а железо нельзя варить. Из других бытовых терминов упомяну: углы опали (для старого деревянного строения термин, важный в том отношении, что "на углы" ставились как терема, так и деревянные храмы), солило (солонка), тенета, невод, кляпца (петля), соболь и одеяла, мягкия постели, поволочите возглавие (то есть шелковая длинная подушка для головы, известная по византийским и древнерусским живописным памятникам), небо полстяное и звезды лутовяныя (выражение, важное для описания украшений древних хоромов и палат, заслуживающее специального исследования). Такое выражение, как "долотити камень", указывает на знакомство с техникой обделки камня (впоследствии "выдолото" - инструмент долото - здесь является в таком же значении, как и "сечиво"). Ему известны: нога в лычнице и червлен сапог на боярском дворе, усерязь злат (золотая серьга), трость писца (книжника) скорописца... С другой стороны, только у Даниила Заточника находим наиболее точное определение паволоки: "паволока, испещрена многими шелки, краснолице являет". Слово "рай" он употребляет для обозначения фруктового сада вообще, а не библейского парадиза: "прекрасный рай многоплодовит". Он еще знает языческий "род" (и рожаницу?): "дети бегают рода, а господь пьяного человека". Ему известны румяна и зеркала, употребляемые женщинами. Наряду с такими выхваченными из жизни чертами быта особенного внимания заслуживают указания на гадание по Псалтири и на гусли как на предмет очень знакомый Даниилу: "гусли бо строятся персты".

    Замечательно, что все эти бытовые черты выхвачены автором "Моления" из жизни не в порядке повествования (в этом случае летопись представила бы еще больше материалов из области русской жизни), а для построения сравнений, метафор, отдельных образов. Русский быт, при этом самый обыденный, проникает в поэтическую систему. В этом отношении "Моление" представляет собой для XII-XIII вв. явление из ряда вон выходящее. "Железо уваришь, а злы жены не научишь"; "яко же бо олово гинеть часто разливаемо, тако и человек, приемля многия беды"; "злато съкрушается огнем, а человек напастьми; пшеница бо много мучима чист хлеб являеть, а в печали обретаеть человек ум сврьшен"; "яко же бо невод не удержит воды, точию едины рыбы, тако и ты, княже, не въздержи злата, ни сребра, но раздавай людем"; "дивна за буяном (хорошо за холмом) кони паствити, тако и за добрым князем воевати"; "не сей бо на бразнах жита, ни мудрости на сердци безумныих", "не огнь творить ражежение железу, но надымание мешное; тако же и князь не сам впадаеть в вещь (поддается дурному поступку), но думци (советники) вводять"; "да не буду аки мех утел (как мех дырявый), роняя богатство в руци неимущим; да не уподоблюся жорновом, яко тии многи люди насыщают, а сами себе не могут насытитися жита"; "убогий же человек, аки древо при пути растет: мнози бо подсекают его и на огнь мечют"; "лутчи бо не на обуздане коне ездити, нежели со злою женою жити"; "не оперив стрелы, прямо не стрелити, не леностию чести добыта"; "лучше бы ми железо варити, нежели со злою женою быти"; "ни работа в работех под женами повозничати".

    Даниил говорит о литье железа, олова, золота, о выделке муки, ловле рыбы неводом, пастьбе коней, сеянии жита, ковке железа, заготовке дров, стрельбе из лука, оперении стрел и повозничестве. Низкое положение Даниила на лестнице общественных отношений - это не только факт его личной жизни, оно определяет и его литературную позицию, самый стиль его произведения и его идеологию.

    "Моление" всегда привлекало внимание исследователей, изучавших быт и социальные отношения XII-XIII вв: "Не имей собе двора близ царева двора и не дръжи села близ княжа села: тивун бо его, аки огнь трепетицею накладен, и рядовичи его, аки искры. Аще от огня устережешися, но от искор не можеши устеречися и сождениа порт". Перед нами любопытная картина социальных отношений. "Доброму бо господину служа, дослужится слободы, а злу господину служа, дослужится большей работы" (рабства), "з добрым бо думцею думая, князь высока стола добудеть, а с лихим думцею думая, меншего лишен будеть".

    Самое начало произведения: "Въструбим, яко во златокованыя трубы, в разум ума своего и начнем бити в сребреныя арганы возвитие мудрости своеа. Въстани слава моя, въстани в псалтыри и в гуслех. Востану рано, исповем ти ся. Да разверзу в притчах гаданиа моя и провещаю в языцех (в народах) славу мою. Сердце бо смысленаго укрепляется в телеси его красотою и мудростию" - явная переделка псалмов 56 и 107, но выполненная отнюдь не в молитвенных, а в пародийных целях.

    Из всех упоминаемых профессий именно скоморошьей уделено в "Молении" наибольшее внимание. "Яко орел, ин, воспад на отояр (фар? - конь), бегает чрез потрумие (подобно орлу иной человек, сев на коня, мчится по ипподрому), отчаявся живота; а иный летает с церкви, или с высокие полаты, паволочиты (шелковые) крилы имея; а ин наг течет (входит) во огнь, показающе крест сердец своих царем своим; а ин, прорезав лысты (икры ног), обнажив кости голеней своих, кажет цареви своему, являет ему храбрость свою; а иный, (ск)очив, метает ся в море со брега высока со отцем своим; отче, накрив о фареви, ударяет по бедрам, глаголет сице: ту фенадрус! за честь и милость короля нашего отчаяхомся живота; а ин, привязав вервь ко кресту церковному, а другий конец к земным отнесет далече и с церкви по тому бегает долов, единою рукою за конец верви той держит, а в другой руце держаще мечь наг; а ин обвився мокрым полотном, борется с лютым зверем".

    В "Молении" обращают на себя внимание постоянные взывания к щедрости князя, мольба о подаянии: "И егда же веселишися многими брашны (кушаньями), а мене помяни, сух хлеб ядущи; или пиеши сладкое питие, а мене помяни, теплу воду пьющи". Он просит милости, вернее милостыни, у князя: "Но не възри на мя, господине, аки волк на ягня, но зри на мя, аки мати на младенец. Возри на птица небесныа, яко тии ни орють, ни сеють, но уповають на милость божию; тако и мы, господине, жадаем милости твоея". Мы - это, видимо, целая категория зависимых от князя людей. Даниил подчеркивает щедрость князя, взывает к его щедрости: "Тем же вопию к тобе, одержим нищетою: помилуй мя, сыне великого царя Владимера, да не восплачюся рыдая, аки Адам рая; пусти тучю на землю художества моего".

    "Господине мой! - взывает Даниил. - Не лиши хлеба нища мудра, ни вознесе до облак богата несмыслена". Он просит не раздавать золото и серебро кому попало: "Псом бо и свиниам не надобе злато, ни сребро". Он уверяет князя, что, если бы не горькая нужда, он не стал бы просить его: "Аще бых украсти умел, то толко бых к тобе не скорбил". На протяжении всего "Моления" Даниил просит князя только о материальной милости - о золоте, серебре, о подачке с княжеского стола. "Княже мой, господине! Избави мя от нищеты сея, яко серну от тенета, аки птенца от кляпци (от ловушки), яко утя от ногти носимаго ястреба, яко овца от уст лвов"; "Княже мой, господине! Вси напитаются от обилия дому твоего, аки потоком пища твоея; токмо аз един жадаю милости твоея, аки елень источника воднаго".

    Из всех качеств князя больше всего привлекает Даниила щедрость. О ней-то постоянно и напоминает Даниил: "Князь щедр отець есть слугам многиим: мнозии бо оставляють о(т)ца и матерь, к нему прибегают"; "князь щедр, аки река, текуща без брегов сквози дубравы, напаяюще не токмо человеки, но и звери".

    Даниил восхваляет богатства князя: "Княже мой, господине! Яко же море не наполнится, многи реки приемля, тако и дом твой не наполнится множеством богатьства, приемля, зане руце твои, яко облак силен, взимая от моря воды, - от богатьства дому твоего, труся в руце неимущих. Тем и аз вжадах милосердия твоего".

    Даниил объясняет, что он явился к князю, рассчитывая на его щедрость: "Но видих, господине, твое добросердие к себе и притекох к обычней твоей любви". Даниил, следовательно, пользуется "обычной" любовью князя и находится при его дворе, а не пишет ему издалека.

    По контрасту с богатством князя Даниил всячески подчеркивает свою нищету: "и покры мя нищета, аки Чермное море фараона"; Даниил, "аки трава блещена, растяще на застении, на нюже ни солнце сиаеть, ни дождь идет", он "всяким обидим", он "одеянием оскудей", для него "лепше смерть, ниже продолжен живот в нищети". Даниил размышляет о том, как бы ему избыть нищеты. Эти размышления нарочито нелепы - жениться на "злообразной", но богатой жене, украсть и т. д. Чем нелепее его проекты, тем безвыходнее кажется его положение.

    Приглядевшись ближе к положению Даниила, взывающего к щедрости князя, мы заметим любопытные черточки в самой стилистической форме его просьб. Даниил не один; он сравнивает себя и своих товарищей с птицами небесными, которые "не орют (не пашут), не сеют". "И возри на птица небесныя, - обращается Даниил к князю, - яко тии ни орют, ни сеют, но уповают на милость божию; тако и у тебе, господине, желают милости твоей". Даниил скитается, и, где бы он ни находился, всюду ему плохо: "Кому Боголюбиво, а мне горе лютое; кому Бело озеро, а мне черней смолы; кому Лаче озеро, а мне на нем седя плачь горкий; и кому ти есть Новъгород, а мне и углы опадали, зане не проценте часть моя". Даниил хвалит щедрость князя по отношению к пришельцам из других стран, и в этом опять-таки нельзя не усмотреть личного момента: "Воспоет, рече, ряп, созовет птенца, их же роди и их же не роди; тако и ты, княже, многи слуги совокупи, не токмо своя домочадца, но и от инех стран совокупи, притекающая к тебе, ведуще твою обычную милость". Князь, следовательно, собирает не только слуг - своих домочадцев, но и слуг из других стран и на них распространяет свою "обычную милость". В случае получения милости от князя Даниил обещает: "Да возвеселюся о царе своем, яко обретая корысть многу злата, воспою, яко напоен вина, возвеселюся, яко исполин тещи путь".

    В другом месте своего "Моления" Даниил требует платы за свои "слова", за свое "глаголание", за свой "ум", который считает богатством. Описав различных слуг, увеселяющих королей и салтанов, Даниил говорит: "Ту бо остану много глаголати, да не во мнозе глаголании разношу ум свой и буду, яко мех утл (подобно дырявому меху), труся богатьства, а в руце не имех, уподоблюся жернам, иже люди насыщают, а в себе не могут наполнити жита". Следовательно, князь своей щедростью должен оплатить его "многоглаголание", его "разнесение ума" - очевидно, остроты, советы, мудрость. Далее Даниил сравнивает себя с птицей, "частящей песнями". Близко познакомившийся при дворе князя с его скоморохами Даниил как бы ставит себя в положение тех, кто получает "милости" за увеселения князя, и, находясь в таком же положении, вводит в свои стиль элементы типично скоморошьих шуток: "дуть в утлу кадь", "гоняться после шершня с метлою о крохи", "скакать со столпа по горохово зерно", "ездить верхом на свинье" и т. д.

    Балагурство Даниила особенно ярко проявляется там, где он рисует один из путей, которым ему придется пойти, если князь не избавит его от нищеты. Этот выход из нищеты - женитьба на богатой, но "злообразной" жене. Тут все пущено в ход Даниилом, чтобы поярче нарисовать свое семейное "счастье" и тем посмешить и разжалобить князя и сугубо мужское общество пирующих. "Жена бо злооб-разна подобна перечесу: сюда свербит, сюда болит". Она "кривозорока, подобна черту, ртаста, челюстаста, злоязычна". В довершение всего Даниил представляет ее в наиболее смешном для нее положении: любующейся на себя в зеркало. "Видех жену злообразну, приничюще к зеркалу и мажущися румянцем, и рех ей: "Не зри в зерцало, видевше бо нелепоту лица своего, зане болшую печаль приимеши"". Другая, не менее комическая сценка рисуется Даниилом с этой же безобразной женой. Она объясняется в любви не любящему ее мужу: "И рече мужу своему: "Господине мой и свете очию моею! Аз на тя не могу зрети: егда глаголеши ко мне, тогда взираю и обумираю, и въздеръжат ми вся уды (все члены) тела моего, и поничю на землю"". Отсюда вывод: "Ту лепше ми вол бур ввести в дом свой, неже зла жена поняти (злую жену взять): вол бо ни молвить, ни зла мыслить; а зла жена бьема бесеться, а кротима высится (и укрощаемая - задирает нос) в богатестве гордость приемлеть, а в убожестве иных осужаеть".

    Острословие Даниила носит признаки скоморошьего балагурства. Сюда могут быть отнесены многочисленные небылицы, которыми пересыпает свою речь Даниил. "Не едал бо есми от песка масла, а от козла млека, ни безумнаго, мудрости глаголюща"; "ни мертвеца розсмешити, ни безумнаго наказати" (научить); "коли иметь свиниа на белку лаяти, тогды безумный уму научится"; "ни моря уполовнею (поварешкою) вычерпать, ни нашим иманием дому твоего истощити"; "не лепо у свинии в ноздрех рясы (подвески) златы, тако на холопе порты дороги"; "аще бо были котлу во ушию златы колца, но дну его не избыти черности и жжения"; "кто видал небо полстяно (небо, изображенное на пологе. - Д. Л.) и звезды лутовяные (очевидно, "лытовяные", то есть из бересты, из лыка. - Д. Л.), а безумных, мудрости глаголюща"; "ни камень по воде плавает. Тако же ни псом, ни свиниям не надобно злато, ни безумным мудрыя словеса. Ни мертвеца розсмешити, ни блуднаго наказати. Коли поженет синица орла, тогда безумный уму научитца. Яко же бо во утлу кадь дути, тако безумнаго наказати. Безумных бо ни сеют, ни орют, ни прядут, ни ткут, но сами ся ражают"; "или речеши, княже, пострищися в чернцы? То не видал есмь мертвеца, на свинии ездячи, ни черта на бабе; не едал есми от дубья смоквей, ни от липъя стафилья".

    Профессиональным скоморошеским юмором звучат и переиначивания географических названий: "Кому Переславль, а мне гореславль; кому Боголюбиво, а мне горе лютое: кому Белоозеро, а мне чернее смолы; кому Лаче-озеро, а мне много плача исполнено".

    Пользуется Даниил также и народными загадками, но опять-таки для того, чтобы посмешить, построить гротескный образ. "Что лва злей в четвероногих, и что змии лютей в ползущих по земли?" - спрашивает Даниил и отвечает: "Всего того злей зла жена".

    Наличествуют в "Молении" и следы рифм: "Лутче бы коему человеку изволи дом погрести, нежели злу жену в дом привести", "зла бо жена ни учения слушаеть, ни оцерковника чтить, ни бога ся боить, ни людей ся стыдить, но всех укоряет и всех ссужает". Скоморошье балагурство входит как часть в общую сниженную, нарочито грубоватую образность "Моления". Здесь и "дерюга", "лычен сапог" (лапоть), "колбаса", "жернов", "утлая кадь", "уполовня", "пес", "бурый вол", "козел", "дымная горесть", "перечес" и многое другое. Здесь и целые сценки того же грубоватого характера: "свинья с рясами золотыми в ноздрях", "кривозорокая" жена, ротастая, челюстастая, смотрящаяся в зеркало, черт верхом на бабе, собачья драка за моклок, погоня за шершнем с метлою и т. д.

    Даниил довольно точно передает слова князя Андрея Владимировича Переяславского: "Леплее ми того смерть с своею дружиною на своей отчине и дедине, нежели Курьское княжение". Даниил пишет: "Не лгал бо ми Ростислав князь: "Лепше бы ми смерть, ниже Курское княжение"; тако же и мужеви: лепше смерть, ниже продолжен живот в нищети". Но точность передачи слов Андрея (подчеркнутая словами "не лгал бо ми...") только маскирует насмешливую передачу смысла этих слов. Андрей ответил этими словами на предложение Всеволода Юрьевича Суздальского отступиться от своей отчины, приняв взамен нее Курское княжество. Даниил придал этим словам Андрея другое значение: насмешливое по отношению к Курскому княжению. Курское княжение приравнено к жизни "в нищети".

    Слово "господин" заменило "господа" псалмов здесь и во многих других случаях в "Молении" Даниила: "Тем, господине, приклони ухо твое во глаголы уст моих и от всех скорбей моих избави мя", "Княже мой, господине! Не возри на внешняя моя, но возри внутреняя моя". Даниил пародирует даже слова разбойника ко Христу. Он пишет: "Княже мой, господине! Помяни мя во княжении своем". Церковное значение слова "раб" (в смысле "раб божий") Даниил обращает в буквальное юридическое понятие "раба" - холопа. Он пишет: "Яко аз раб твой и сын рабы твоя", переиначивая слова псалма 65, стих 7: "О господи, аз раб твой, и сын рабыни твоея". Библейские образы постоянно употребляются Даниилом все с тем же оттенком легкой пародии. Этот оттенок пародии создается несоответствием грандиозности образа с тривиальностью и мелочностью того, к чему он применен: "и покры мя нищета, аки Чермное море фараона"; "се бежа от лица скудости моея, аки Агар рабыня от руки Сарры госпожа своея". Не случайно Даниил, как мы уже отметили, начинает свое "Моление", применяя к себе слова Давида-псалмопевца: "Востани слава моя, востани псалтыр (библейский музыкальный инструмент) и гусли. Да развергу в притчах гадания моя и провещаю во языцех славу мою".

    Одного только не отнимает у себя Даниил - ума. Отнять у себя право на ум - это значило бы отказаться и от права на остроумие, на юмор. Отсюда совершенно ясно, что многие из сообщаемых Даниилом о себе биографических сведений, жалобы на свои несчастия, на свое безденежье, трусость, на свою жену и пр. - строго соответствуют литературной позиции Даниила как юмориста, смешащего читателя, а может быть, и зрителя, собой самим, своим положением, стремящегося выпросить у князя подаяние, вызвать его на щедрость самоунижением и преувеличенными похвалами.

    Эта литературная позиция Даниила и вовлекла в его стиль элементы скоморошьих прибауток, народного юмора бедняка, иронизирующего над своей судьбой, склонность обращать в шутку даже слова священного писания, украшать речь рифмой и т. д.

    Однако с искусством скоморохов "Моление" сближается не только своим шутливым тоном. Скоморохи развивали в своем репертуаре и сатирическую стихию народной поэзии, в течение всей эпохи феодализма направлявшуюся на обличение господствующего класса. Как отмечает В. П. Адрианова-Перетц, "под внешней маской княжеского "милостника", шуткой выпрашивающего у своего "господина" "милости", Даниил Заточник в "Молении" скрывает сатирические выпады и против богатых, противопоставленных беднякам, и против богатой "жены злообразной", и против друзей, которые "в напасти, аки врази обретаются". ...Тиун и его рядовичи тоже попали под острый язык "заточника". ...Даже "князь скуп" насмешливо изображается "аки река в брезех; а брези камены - нелзе пити, ни коня напоити". Так с помощью неожиданных, но метких уничижительных сравнений, построенных на сугубо обыденных образах, "заточник" осуждает "немилостивых" представителей господствующего класса, делая их смешными в глазах читателя".

    Даниил - это своего рода интеллигент Древней Руси XII-XIII вв., интеллигент, принадлежащий к эксплуатируемым слоям общества.

    "Кто бы ни был Даниил Заточник, - писал В. Г. Белинский, - можно заключить не без основания, что это была одна из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают и, не умея прятать от людей свое превосходство, оскорбляют самолюбивую посредственность; у которых сердце болит и снедается ревностию по делам, чуждым им, которые говорят там, где лучше было бы молчать, и молчат там, где выгодно говорить; словом, одна из тех личностей, которых люди сперва хвалят и холят, потом сживают ее со свету и, наконец уморивши, снова начинают хвалить".

    Даниил только учился у скоморохов, но сам он скоморохом не был: юмор Даниила близок к юмору народному и одновременно своеобразен. Сам по себе Даниил мог быть холопом, мог быть и дворянином, он мог просить князя не о подачке, а об избавлении из заточения. Вся его самохарактеристика и все упоминаемые им в его "Молении" детали его биографии могли быть вполне реальными фактами. Важно, однако, что в своем "Молении" Даниил отразил стиль представителей народного юмора - скоморохов. Вот почему "Моление" вызывало к себе такой активный интерес у русских читателей, все время дополнявших и переделывавших это произведение, но неизменно делавших это "в стиле" самого "Моления", безошибочно угадывавших его стиль, тип его юмора, бывшего у всех на виду, - юмора скоморошеского.

    Холоп или дворянин, Даниил нашел средства отшутиться у князя, нашел привычный путь шуткой вымолить себе "милость" в виде ли материальной поддержки или прощения, он нашел его в той среде, которая была столь близка к народу и князю.

    Искусство скоморохов в Древней Руси вызывало подражание, о чем выразительно свидетельствует одно найденное Л. С. Шептаевым место в "Поучении", приписываемом Иоанну Златоусту: "Аще бо кто пустошник глумяся что изрече, тогда вси болма восмеются. Подобает бо злословного кощуника биюще отгнати, но зряще чудятся... друзии же мзды игрецом дают... не токмо дивятся зряще, но и словеса их изучили, да егда в пиру или инде где соберутся... все вещают: се глаголет он си скоморох или он си кощунник и игрец".

    Кем бы Даниил ни был - холопом или "дворянином" (в значении, свойственном XII-XIII в.), он, во всяком случае, вышел из низших слоев общества, принадлежал к тем его представителям, которые могут быть названы княжескими "милостниками".

    Если автор "Слова о полку Игореве" мог быть дружинником или боярином, выражая тем не менее народную точку зрения, то Даниил ни тем ни другим быть не мог. Отождествить свой стиль со стилем скоморошьим, заставить смеяться над собой, балагурить и выпрашивать у князя "милости" не мог в это время ни представитель родовитого боярства, ни подлинный представитель народа - крестьянин-земледелец, ремесленник.

    Даниил мог принадлежать только к той прослойке города, которая энергично поддерживала сильную княжескую власть. Именно здесь могли зародиться и общественные взгляды Даниила и самый стиль его "Моления", вылившийся в скоморошье претворение книжных элементов, - стиль, стоящий на грани народного и книжного. Вместе с тем, как княжеский "милостник", он сблизился, конечно, не с теми скоморохами, которые развлекали народ и были подлинными представителями народного искусства, а с теми, которые развлекали князя и его приближенных, смешиваясь с толпой тех же княжеских "милостников" при дворе князя. Княжеские скоморохи принадлежали к княжеским "милостникам", к ним принадлежал и Даниил. Вот почему "Моление", воплотив в себе отдельные народные элементы, не стало произведением подлинно народным, отражающим интересы всего народа, подобно тому как отражало эти интересы "Слово о полку Игореве".

    9-01-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика