Элементы жития в сюжете повести "Очарованный странник"
В повести "Очарованный странник" Традиция изображения праведных
связывает Лескова с агиографическим жанром древнерусской литературы;
композиция практически полностью соответствует житийной, и только сам
образ праведника отличается от канонического.
Важный сюжетный элемент жития - борьба подвижника с
искушениями - в повести сознательно снижает образ странника, вместо его
традиционного возвеличивания. Агиографическая тональность корректируется
анекдотической, но вместо ожидания посмертных чудес в повести отчетливо
звучит мотив будущего подвига.
Повествование Лескова основано на противопоставлении
"жизнь-житие" и соответственно "грешник-праведник", делая упор не на
факте праведничества, а на пути спасения от греха и его искупления.
В "Очарованном страннике" пафос богатырского эпоса сливается с
комическим жизнеописанием, а мистическая история о таинственной силе
оборачивается притчей о мытарствах души и искании своего подвига.