История создания и публикации повести "Очарованный странник"
История создания и публикации повести
В началу семидесятых годов происходит заметный перелом в
мировоззрении Лескова: пока еще не порвана связь с церковью, но в то же
время писатель не только с болью критикует положение и состояние
православной церкви, но уже становится на путь, который приведет его в
конце жизни к принятию нравственного учения Л. Н. Толстого.
Именно в эти годы он создает произведения, которые войдут в
будущий цикл легенд о русских праведниках: роман "Соборяне" (1872),
повести "Запечатленный ангел" (1873) и "Очарованный странник"
(1872-1873).
Летом 1872 года, после путешествия по Ладожскому озеру,
посещения Корелы, острова Коневца и Валаама у Лескова рождается замысел
рассказа о русском страннике, и он пишет очерк "Монашеские острова на
Ладожском озере" и рассказ "Черноземный Телемак" (первоначальное
название повести "Очарованный странник").
Очерк М. Н. Катков, главный редактор журнала "Русский
вестник" отказывается, что очень огорчает Лескова. Из писем Б.
Марковича к М. Н. Каткову ясно, как дорожило Лесковым катковское
окружение в начале 1873 года. 25 марта, когда в редакции находились
"Черноземный Телемак" и "Монашеские острова...", Маркевич, пытаясь
предотвратить разрыв, писал Каткову о тяжелом семейном положении
писателя: "Позвольте <...> просить Вас помочь бедному Лескову; у
него чуть не умер мальчик, которого он страстно любит, и хотя теперь
опасность прошла, но ребенок требует серьезного лечения. А в доме теперь
ни гроша". Письмо Марковича Каткову от 15 мая 1873 года почти все
посвящено "Очарованному страннику": "Мне <...> очень больно было
узнать, что Вы признали неудобным напечатать рассказ Лескова,
находящийся ныне у Вас. <...> Рассказ этот читан был им нынешней
зимой у Кушелева, в присутствии многих дам и любителей литературы,
произвел на всех, в том числе и на меня, самое прекрасное впечатление.
<...> Очень досадно то, что Лесков, совершенно смущенный этим
отказом Вашим, может отдать эту вещь Суворину для помещения ее в
"Вестнике Европы". Так как он живет единственно литературным трудом, мы
не будем вправе сетовать на него за это".
Сам Лесков с Катковым не соглашается: в письме Шебальскому он говорит:
"За критику благодарю и "приемлю оную за благо, но не совсем
разделяю и не вовсе ею убеждаюсь, а почему так? - о том говорить долго.
Скажу одно: нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а
жанр надо брать за одну мерку: искусен он или нет? Какие же тут
проводить направления? Эдак оно превратится в ярмо для искусства и
удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу. Потом: почему
же лицо самого героя должно непременно стушевываться? Что это за
требование? А Дон-Кихот, а Телемак, а Чичиков? Почему не идти рядом и
среде, и герою? Я знаю, и слышу, что "Очарованный странник" читается
живо и производит впечатление хорошее; но в нем, вероятно, менее
достоинств, чем в "Ангеле". Конечно, это так, только вытачивать
"Ангелов" по полугода да за 500 рублей продавать их - сил не хватает, а
условия рынка Вы знаете, как и условия жизни. Обижаться мне на Вас за
придирчивость ко мне я не думаю, так как в самой этой придирчивости вижу
Ваше ко мне расположение..."
В результате повесть публикуется в газете " Русский мир " с
15 октября по 23 ноября 1873 года под заглавием "Очарованный странник,
его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею
Егоровичу Кушелеву" - именно в доме Кулешова прошла "премьера" повести.