"Вся его обстановка, его язык, все, что составляло его жизнь, было
пестро, фантастично, неожиданно и цельно в самом себе, как единственный в
своем роде храм Василия Блаженного", - писала в 1895 году о только что
скончавшемся Лескове Л. Я. Гуревич.
Художественное дарование Лескова уникально: он использует
формы фольклорных сказок и былин, витиеватую речь древнерусских
сказаний, просторечные обороты - но в то же время остается самим собой,
уникальным и узнаваемым.. Он смотрит на глубинную суть вещей.
В художественном мире Лескова отсутствуют привычные
ориентиры, облегчающие понимание обычному читателю - но тут нужен
читатель чуткий, способный жить, как и лесковский мир, по законам
звучащего слова.
Лескову чужда прямолинейная оценка событий или героев, и
каждое слово его иносказательно, каждый поступок персонажа многозначен, а
сам текст подобен многомерному пространству: возможны героическая,
ироническая, комическая, мифологическая и иные версии "Очарованного
странника", каждая из них будет верна, но недостаточна.