Организация повествования в "Очарованном страннике"
Композиционная форма повести "Очарованный странник" - сказ, то есть
ориентированный на воспроизведение устной речи, имитирующей
импровизационный рассказ, который рождается на глазах у слушателей,
способ повествования, а внешняя композиция составляет 20 глав, из
которых первая выполняет роль своеобразного пролога-экспозиции, а
последующие главы представляют собой рассказ Ивана Северьяновича Флягина
о прошедшей жизни.
Поскольку повествование ведется от лица Флягина, то все его
прожитая жизнь предстает перед читателем через призму взглядов именно
Флягина, соответствует его системе жизненных ценностей: рассказчик
оказывается одновременно и объектом и субъектом речи, а логика сюжета
подчиняется его повествовательной инициативе.
Временная линия повествования не линейно, а определена и
мотивирована логикой воспоминаний и ассоциаций рассказчика:
субъективные, личные переживания Ивана Флягина, выраженные в резко
характерной манере его речи становятся главными предметами повести.
Но в повести звучит не только стилистическая речь Флягина:
рассказывая о других персонажах, он воспроизводит их манеру речи,
разумеется, проецируя на нее собственное отношение к ним, показывая
одновременно и их взгляд на события, и свой.
Сказ в художественном мире Лескова не средство для внешней
отделки рассказа, не элемент занимательности или экзотичности, он
является важнейшей составляющей содержательной стороны произведения.
Лесков передает природу народного характера через речь: в слове,
в манере рассказывания историй, в интонации героя. Язык для писателя -
та корневая система, которая создает нацию и питает ее.