Сюжет лесковской повести создается особым образом: внешне это
калейдоскоп историй, "бусы, нанизанные на нитку" (Н. К. Михайловский),
не связанных между собой причинно-следственной связью. Связь между ними
иная, с одной стороны, обусловленная ассоциациями
персонажа-рассказчика, а с другой - общей логикой сюжета, громадным
замыслом Лескова - так, чтобы общая идея вырисовывалась постепенно, как
мозаика, собираясь из казалось бы отдельных кусочков.
В то же время имеется подструктура повести - рассказы образуют
смысловые блоки, каждый из которых - самостоятельная история, которая
строится по одной и той же схеме: событие ("грех") - кульминация
("погибель") - развязка ("странствие и искупление греха"). Эпизоды
объединяются образом рассказчика, который единствен и множествен в одно и
то же время.
Каждый микросюжет - новая жизнь Ивана Флягина и новое имя
его: Голован - Иван - Иван Северьянович - Иван Голован - Петр Сердюков -
Измаил, в каждом блоке у него новая социальная роль, и совершается
новый грех, за которым идет новое странствие во искупление его; сюжеты
же периодически отражаются друг в друге, как в зеркале, словно заново
отыгрывая ту же пьесу в другом жанре.
Сюжеты кажутся относительно независимыми другом от друга, как
"разнообразие возможных вариантов судьбы" (Б. Дыханова), но только
общее сочетание всех их дает представление о замысле автора, о русском
характере и о русской судьбе в целом.
Сюжет лесковской повести создается особым образом: внешне это
калейдоскоп историй, "бусы, нанизанные на нитку" (Н. К. Михайловский),
не связанных между собой причинно-следственной связью. Связь между ними
иная, с одной стороны, обусловленная ассоциациями
персонажа-рассказчика, а с другой - общей логикой сюжета, громадным
замыслом Лескова - так, чтобы общая идея вырисовывалась постепенно, как
мозаика, собираясь из казалось бы отдельных кусочков.
В то же время имеется подструктура повести - рассказы образуют
смысловые блоки, каждый из которых - самостоятельная история, которая
строится по одной и той же схеме: событие ("грех") - кульминация
("погибель") - развязка ("странствие и искупление греха"). Эпизоды
объединяются образом рассказчика, который единствен и множествен в одно и
то же время.
Каждый микросюжет - новая жизнь Ивана Флягина и новое имя
его: Голован - Иван - Иван Северьянович - Иван Голован - Петр Сердюков -
Измаил, в каждом блоке у него новая социальная роль, и совершается
новый грех, за которым идет новое странствие во искупление его; сюжеты
же периодически отражаются друг в друге, как в зеркале, словно заново
отыгрывая ту же пьесу в другом жанре.
Сюжеты кажутся относительно независимыми другом от друга, как
"разнообразие возможных вариантов судьбы" (Б. Дыханова), но только
общее сочетание всех их дает представление о замысле автора, о русском
характере и о русской судьбе в целом.