Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Сюжет и композиция романа Очарованный странник

    Сюжет и композиция романа Очарованный странник

    Сюжет лесковской повести создается особым образом: внешне это калейдоскоп историй, "бусы, нанизанные на нитку" (Н. К. Михайловский), не связанных между собой причинно-следственной связью. Связь между ними иная, с одной стороны, обусловленная ассоциациями персонажа-рассказчика, а с другой - общей логикой сюжета, громадным замыслом Лескова - так, чтобы общая идея вырисовывалась постепенно, как мозаика, собираясь из казалось бы отдельных кусочков.

    В то же время имеется подструктура повести - рассказы образуют смысловые блоки, каждый из которых - самостоятельная история, которая строится по одной и той же схеме: событие ("грех") - кульминация ("погибель") - развязка ("странствие и искупление греха"). Эпизоды объединяются образом рассказчика, который единствен и множествен в одно и то же время.

    Каждый микросюжет - новая жизнь Ивана Флягина и новое имя его: Голован - Иван - Иван Северьянович - Иван Голован - Петр Сердюков - Измаил, в каждом блоке у него новая социальная роль, и совершается новый грех, за которым идет новое странствие во искупление его; сюжеты же периодически отражаются друг в друге, как в зеркале, словно заново отыгрывая ту же пьесу в другом жанре.

    Сюжеты кажутся относительно независимыми другом от друга, как "разнообразие возможных вариантов судьбы" (Б. Дыханова), но только общее сочетание всех их дает представление о замысле автора, о русском характере и о русской судьбе в целом.

    Метки публикации: Анализ произведения

    11-12-2013 Поставь оценку:

    Сюжет и композиция


    Сюжет лесковской повести создается особым образом: внешне это калейдоскоп историй, "бусы, нанизанные на нитку" (Н. К. Михайловский), не связанных между собой причинно-следственной связью. Связь между ними иная, с одной стороны, обусловленная ассоциациями персонажа-рассказчика, а с другой - общей логикой сюжета, громадным замыслом Лескова - так, чтобы общая идея вырисовывалась постепенно, как мозаика, собираясь из казалось бы отдельных кусочков.

    В то же время имеется подструктура повести - рассказы образуют смысловые блоки, каждый из которых - самостоятельная история, которая строится по одной и той же схеме: событие ("грех") - кульминация ("погибель") - развязка ("странствие и искупление греха"). Эпизоды объединяются образом рассказчика, который единствен и множествен в одно и то же время.

    Каждый микросюжет - новая жизнь Ивана Флягина и новое имя его: Голован - Иван - Иван Северьянович - Иван Голован - Петр Сердюков - Измаил, в каждом блоке у него новая социальная роль, и совершается новый грех, за которым идет новое странствие во искупление его; сюжеты же периодически отражаются друг в друге, как в зеркале, словно заново отыгрывая ту же пьесу в другом жанре.

    Сюжеты кажутся относительно независимыми другом от друга, как "разнообразие возможных вариантов судьбы" (Б. Дыханова), но только общее сочетание всех их дает представление о замысле автора, о русском характере и о русской судьбе в целом.

     

     
    Яндекс.Метрика