Свободный вымысел, как мы привыкли его понимать, не приветствовался в древнерусской литературе, точно так же как и бытовому роману о частной жизни. Тем не менее, поскольку был спрос на сюжеты такого рода, то и подобные сюжеты описывались в таких авторитетных и тесно связанных с религиозной проблематикой жанрах, как жития святых, патерики или апокрифы.
Жития византийский святых по многим признакам напоминают античный роман: внезапные изменения судьбы героев, мнимая смерть, узнавания и встречи после многолетней разлуки, нападения разбойников или хищных зверей; но вместе с тем эти черты сосуществуют с образом мученика за христианскую веру. Характерный пример такого жития - "Житие Евстафия Плакиды", переведенное еще в Киевской Руси.
Начало и конец жития достаточно типичные и вписываются в этикетную схему жития: увидев знамение, стратиг (полководец) Плакида решает креститься, и в конце погибает за веру - отказавшись отречься.
Но в основной части жития наблюдается отхождение от канона: сюжет становится необычно для жития захватывающим. На стратига обрушиваются страшные беды: от мора гибнут все его рабы - он, разом став нищим, вынужден покинуть родные места; его жену отбирает корабельщик, потому что Плакиде нечем заплатить за проезд, а затем дикие звери утаскивают его малолетних сыновей.
Осиротевший Евстафий находит приют в далеком поселении, где он живет пятнадцать лет.
Затем следует новый сюжетный поворот - Евстафия находят его бывшие соратники, он возвращен в Рим и вновь поставлен стратигом. Возглавляемое Евстафием войско отправляется в поход и останавливается именно в том селе, где живет жена Евстафия. В ее доме заночевали два юноши-воина. Это сыновья Плакиды; оказывается, крестьяне отняли их у зверей и вырастили. Семья счастливо воссоединяется.
В этом житии, сохранявшем еще все признаки жития, уже появились первые черты остросюжетных романов - это объяснялось спросом читающего населения на более интересные, чем нравоучительные жития, произведения.
|