Николай Степанович Гумилев (1886-1921) — русский поэт. В 1910-ых годах был одним из ведущих представителей акмеизма. Для его стихов характерны апология
«сильного человека» — воина и поэта, декоративность, изысканность
поэтического языка (сборники «Романтические цветы», 1908, «Костер»,
1918, «Огненный столп», 1921). Переводы. Был расстрелян как участник
контрреволюционного заговора; в 1991 дело в отношении Гумилева
прекращено за отсутствием состава преступления.
Отец ученого-этнолога, историка и доктора исторических и географических наук
Льва
Николаевича Гумилева.Детство Николая Гумилева
Николай Гумилев родился15 апреля (3 апреля по старому стилю)
1886 года, в Кронштадте. Его отец был морским врачом. В детстве жил в
Царском Селе, с 1895 — в Петербурге, в 1900-1903 годах — в Тифлисе, где в
1902 в местной газете впервые было опубликовано его стихотворение. Учился в петербургской и тифлисской гимназиях.
Осенью 1903 года семья Гумилевых вернулась в Царское Село, где юноша в 1906 году завершил гимназическое образование.
На литературные вкусы начинающего поэта, по-видимому, оказал влияние
директор Царскосельской гимназии поэт Иннокентий Федорович Анненский;
повлияли также труды Фридриха Ницше и стихи символистов. «Путь конквистадоров»
Анна
Ахматова и Николай Гумилев с маленьким сыном — будущим знаменитым
историком Л. Н. Гумилевым. 1915 год.
В первых сборниках стихов Николая Степановича — «Путь конквистадоров»
(1905), «Романтические цветы» (1908; отмечен обращением к экзотической
тематике) — нашло отражение чувство Гумилева к Анне Горенко, будущей Анне Андреевне Ахматовой, с которой он познакомился в 1903 году в Царском Селе (их брак, заключенный в 1910, спустя три года распался). Определяющим для поэзии Гумилева стал образ одинокого завоевателя, противопоставляющего свой мир тусклой действительности.
Странствия Николая Степановича
В 1906 году Николай Гумилев уехал в Париж, где слушал лекции в Сорбонне, изучал французскую литературу, живопись, театр. Выпустил три номера литературно-художественного журнала «Сириус» (1907). В 1908 путешествовал по Египту (позднее еще трижды ездил в Африку — в 1909, 1910, 1913, собирал народные песни, образцы изобразительного искусства, этнографические материалы). «Письма о русской поэзии»
Некоторое время (1908-09) Гумилев обучался
в Петербургском университете — на юридическом, затем на
историко-филологическом факультете. Одновременно он познакомился с
русским поэтом Вячеславом Ивановичем Ивановым, печатался в газете
«Речь», журналах «Весы», «Русская мысль» и др., издавал сборник стихов
«Жемчуга» (1910). Гумилев принимал участие в организации журнала
«Аполлон» (1909), в котором вплоть до 1917 года вёл постоянную рубрику
«Письма о русской поэзии» (отдельное издание — 1923), снискавшую ему
репутацию проницательного критика: «его оценки всегда по существу; они выявляют в кратких формулах самую сущность поэта» (Валерий Яковлевич Брюсов).
Гумилевский акмеизм
Желание освободиться от опеки Вячеслава Иванова и организационно отмежеваться от «теургического» символизма
привело к созданию в 1911 году «Цеха поэтов», в который вместе с
Гумилевым, руководившим им в качестве «синдика», вошли Анна Ахматова,
Сергей Митрофанович Городецкий, Осип Эмильевич Мандельштам, Михаил
Александрович Зенкевич и другие поэты-акмеисты. Объявив новое
направление — акмеизм — наследником символизма, закончившего «свой путь
развития», Гумилев призывал поэтов вернуться к «вещности» окружающего
мира (статья «Наследие символизма и акмеизм», 1913). Первым
акмеистическим произведением Гумилева считается поэма
«Блудный сын», включенная в его сборник «Чужое небо» (1912). Критика
отмечала виртуозное владение формой: по словам Брюсова, значение стихов
Гумилева «гораздо больше в том, как он говорит, нежели в том, что он
говорит». Следующий сборник «Колчан» (1916), драматическая сказка «Дитя Аллаха» и драматическая поэма «Гондла» (обе 1917) свидетельствуют об усилении в творчестве Николая Гумилева повествовательного начала.
Война
Житейское
поведение Гумилева соотносилось с его поэзией: романтический пафос
конквистадорства он транспонировал из стихов в жизнь, преодолевая
собственные слабости, исповедуя личный культ победы. В начале Первой мировой войны
(Great
War) Н. Гумилев поступил добровольцем в уланский полк; был награжден
двумя Георгиевскими крестами. По воспоминаниям сослуживцев, его влекло к
опасности.
В 1916 году Николай Степанович добилтся отправки в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но задержался в Париже, где общался с
Михаилом Федоровичем Ларионовым и
Наталией Сергеевной Гончаровой, а также с французскими поэтами (в том числе с
Гийомом Аполлинером).
Возвращение в Россию и гибель Гумилева
В 1918 году Николай Гумилев вернулся в Россию. Был привлечен писателем Максимом Горьким
к работе в издательстве «Всемирная литература», читал лекции в
институтах, преподавал в литературных студиях. Занимался переводами (эпос о Гильгамеше, английская и французская поэзия). Издал несколько сборников стихов, в том числе лучшую свою книгу «Огненный столп» (1921; посвящена его второй жене — Анне Николаевне Энгельгардт, дочери историка и литературоведа Николая Александровича Энгельгардта).
Осенью
1920 года Николай Гумилев неопределенно обещал участникам так
называемого «таганцевского заговора» свое содействие в случае
антиправительственного выступления и номинально вовлекается в
конспиративную деятельность. 3 августа
1921 он был арестован Петроградской Чрезвычайной Комиссией, 24 августа
приговорен к расстрелу. На следующий день приговор был приведен в
исполнение.
«Мужественный романтизм»
Н.С. Гумилев ввел в русскую поэзию «элемент мужественного романтизм» (Д. Святополк-Мирский), создал собственную традицию, опирающуюся на принцип аскетически строгого отбора поэтических средств, сочетание напряженного лиризма и патетики
с легкой иронией. «Эпиграмматичность строгой словесной формулы» (Виктор
Максимович Жирмунский), выверенная композиция в его последних сборниках
стали вместилищем концентрированного духовного опыта всего
постсимволистского поколения.
Николай Степанович Гумилев был расстрелян25 августа 1921 года, близ Петрограда. (Р. Д. Тименчик)