…Мне открылось, что времени нет,
Что недвижны узоры планет,
Что бессмертие к смерти ведет,
Что за смертью бессмертие ждет.
К. Бальмонт
…только мимолетности я влагаю в стих.
К. Бальмонт
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) родился 3 (15) июня 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда
Владимирской губернии. Отец, Дмитрий Константинович, служил в Шуйском
уездном суде и земстве, пройдя путь от мелкого служащего в чине
коллежского регистратора до мирового судьи, а затем до председателя
уездной земской управы. Мать, Вера Николаевна, урожденная Лебедева, была
образованной женщиной, и сильно повлияла на будущее мировоззрение
поэта, введя его в мир музыки, словесности, истории.
В 1876-1883 годах Бальмонт учился в Шуйской гимназии, откуда был
исключен за участие в антиправительственном кружке. Продолжил свое
образование во Владимирской гимназии, затем в Москве в университете, и
Демидовском лицее в Ярославле. В 1887 году за участие в студенческих
волнениях был исключен из Московского университета и сослан в Шую.
Высшего образования так и не получил, но благодаря своему трудолюбию и
любознательности стал одним из самых эрудированных и культурных людей
своего времени. Бальмонт ежегодно прочитывал огромное количество книг,
изучил, по разным сведениям, от 14 до 16 языков, кроме литературы и
искусства увлекался историей, этнографией, химией.
Стихи начал писать в детстве. Первая книга стихов «Сборник
стихотворений» издана в Ярославле на средства автора в 1890 году.
Молодой поэт после выхода книжки сжег почти весь небольшой тираж.
Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта —
середина 1890-х годов. До сих пор его стихи не выделялись чем-то
особенным среди поздненароднической поэзии. Публикация сборников
«Под
северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), перевод двух научных
трудов «История скандинавской литературы» Горна-Швейцера и «Истории
итальянской литературы» Гаспари, знакомство с В. Брюсовым и другими
представителями нового направления в искусстве, укрепили веру поэта в
себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает
сборник «Тишина», окончательно обозначивший место автора в современной
литературе.
Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового направления в литературе — символизма. Однако среди «старших символистов» (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов) и среди «младших» (А. Блок, Андрей Белый, Вяч. Иванов)
у него была своя позиция, связанная с более широким пониманием
символизма как поэзии, которая, помимо конкретного смысла, имеет
содержание скрытое, выражаемое с помощью намеков, настроения,
музыкального звучания. Из всех символистов Бальмонт наиболее
последовательно разрабатывал импрессионистическую ветвь. Его поэтический
мир — это мир тончайших мимолетных наблюдений, хрупких чувствований.
Предтечами Бальмонта в поэзии являлись, по его мнению,
Жуковский, Лермонтов, Фет, Шелли и Э. По.
Широкая известность к Бальмонту пришла достаточно поздно, а в конце
1890-х он был скорее известен как талантливый переводчик с норвежского,
испанского, английского и других языков.
В 1903 году вышел один из лучших сборников поэта «Будем как солнце» и
сборник «Только любовь». А перед этим, за антиправительственное
стихотворение «Маленький султан», прочитанное на литературном вечере в
городской думе, власти выслали Бальмонта из Петербурга, запретив ему
проживание и в других университетских городах. И в 1902 году Бальмонт
уезжает за границу, оказавшись политическим эмигрантом.
Помимо почти всех стран Европы Бальмонт побывал в Соединенных Штатах
Америки и Мексике и летом 1905 года вернулся в Москву, где вышли два его
сборника «Литургия красоты» и «Фейные сказки».
На события первой русской революции Константин Бальмонт откликается
сборниками «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907). Опасаясь
преследования поэт вновь покидает Россию и уезжает во Францию, где живет
до 1913 года. Отсюда он совершает поездки в Испанию, Египет, Южную
Америку, Австралию, Новую Зеландию, Индонезию, Цейлон, Индию.
Вышедшая в 1907 году книга «Жар-птица. Свирель славянина», в которой
Бальмонт развивал национальную тему, не принесла ему успеха и с этого
времени начинается постепенный закат славы поэта. Однако сам Бальмонт не
сознавал своего творческого спада. Он остается в стороне от
ожесточенной полемики между символистами, ведущейся на страницах «Весов» и «Золотого руна»,
расходится с Брюсовым в понимании задач, стоящих перед современным
искусством, пишет по-прежнему много, легко, самозабвенно. Один за другим
выходят сборники «Птицы в воздухе» (1908), «Хоровод времен» (1908),
«Зеленый вертоград» (1909). О них с несвойственной ему резкостью
отзывается А. Блок.
В мае 1913 года, после объявления амнистии в связи с трехсотлетием дома
Романовых, Бальмонт возвращается в Россию и на некоторое время
оказывается в центре внимания литературной общественности. К этому
времени он — не только известный поэт, но и автор трех книг, содержащих
литературно-критические и эстетические статьи:
«Горные вершины» (1904),
«Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910).
Перед Октябрьской революцией Бальмонт создает еще два по-настоящему
интересных сборника
«Ясень» (1916) и
«Сонеты солнца, меда и луны»
(1917).
Бальмонт приветствовал свержение самодержавия, однако события,
последовавшие вслед за революцией, отпугнули его, и благодаря поддержке
А. Луначарского Бальмонт получил в июне 1920 года разрешение на
временный выезд за границу. Временный отъезд обернулся для поэта долгими
годами эмиграции.
В эмиграции Бальмонт опубликовал несколько поэтических сборников: «Дар
земле» (1921), «Марево» (1922), «Мое — ей» (1923), «Раздвинутые дали»
(1929), «Северное сияние» (1931), «Голубая подкова» (1935),
«Светослужение» (1936-1937).
Умер 23 декабря 1942 года от воспаления легких. Похоронен в местечке Нуази ле Гран под Парижем, где жил последние годы.