Авторы
Период
  • Новое на сайте

  •  
     
    Интересное на сайте

    » » Сюжет, композиция и жанр "Мертвых душ

    Сюжет, композиция и жанр "Мертвых душ

    "...Какой огромный, какой оригинальный сюжет... Вся Русь явится в нем!" - писал о "Мертвых душах" Гоголь Жуковскому. В основе сюжета, как известно, подаренного Гоголю Пушкиным, лежит авантюра с покупкой мертвых душ - чем нелепей, анекдотичней кажется внешняя сторона, тем ярче, достовернее, типичнее предстает перед читателями картина реальной жизни.

    Приезд Чичикова в город не вызывает шума, и так же тихо он начинает заводить знакомства - и перед читателем предстают все персонажи по очереди. Движения сюжета пока что нет, оно начнется во второй главе, когда Чичиков поедет к Манилову; затем он посетит Коробочку, Ноздрева, Собакевича и, наконец, Плюшкина. "...Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого", - писал Гоголь в 1843 году.

    Сатира и сарказм нарастают от главы к главе, от Манилова к Собакевичу усиливается омертвение души героев, завершаясь в почти уже закостеневшем Плюшкине. Главу о Плюшкине Гоголь считал одной из самых сложных: характеры других помещиков даны статично, как уже сложившиеся типы, в то время как характер Плюшкина показан в развитии: на страницах поэмы разворачивается картина омертвения человеческой души. Мы видим, как из предприимчивого, трудолюбивого, не лишенного житейской зоркости и ума человека получилась "прореха на человечестве".

    В "Мертвых душах" переплетаются между собой три сюжетные линии: приключения Чичикова, жизнеописания помещиков и деятельность городских чиновников, для которых государственная служба - лишь способ обеспечить себе праздную и беспечную жизнь. В "Мертвых душах" разоблачается верховная власть, символом которой выступает чинный, холодный, важный, утопающий в роскоши, но неприветливый и жестокий Петербург, черствый, бездушный, глухой к судьбам людей. "Повесть о капитане Копейкине" - рассказ о судьбе ветерана Отечественной войны 1812 года, приехавшего в Петербург за "монаршей милостью" - показывает, как воплощением произвола, бездушия и несправедливости выступает не только губернская власть, но и столичное чиновничество, "министерия", само правительство, не пожелавшее оказать помощи защитнику отечества. Бесстрашный, добрый человек с героической и трагической судьбой, Копейкин противостоит в поэме миру мертвых душ, помогая отчетливее выразить идейный замысел, усиливая обличительную направленность "Мертвых душ". Но центральным образом поэмы является Чичиков.

    "Чичиковы угрожающе деятельны и беспощадны. Они готовы на любую подлость во имя своих корыстных целей. Нравственное оцепенение мертвых душ сменяется энергией воинствующей подлости". ("Так припряжем же подлеца"!) "Идея капитала - главная идея героя Гоголя, и она неизбежно сталкивается в поэме с идеей народа..." - пишет в своей статье "Горизонт без конца" И. Золотусский: именно это "живое народонаселение" России противопоставлено в поэме мертвящему миру пошлости и подлости. "...Гоголь говорит, что Селифан и Петрушка даже не второстепенные и не третьестепенные ее герои, что тут есть лица поважней. Но он лукавит. Именно эти мужики, а с ними заодно и четыреста душ "мертвых", которые скупил Чичиков... и есть те самые первостепенные герои, которые и составляют ее живую плоть" (И. Золотусский).

    Изображение народа в "Мертвых душах" резко контрастирует с изображениями помещиков, жизнь крестьян овеяна поэзией и ассоциируется с "Вечерами на хуторе близ Диканьки" и "Тарасом Бульбой".

    Н. В. Гоголь не сразу определил жанровые особенности "Мертвых душ".

    Привычные жанровые схемы не удовлетворяли писателя: сложный и грандиозный замысел требовал для своего воплощения оригинальных художественных решений. Первоначально В письме к Пушкину Гоголь замечает: "Сюжет растянулся на предлинный роман". В письмах Погодину, Плетневу "Мертвые души" несколько раз называются романом. Одновременно проскальзывает и другое слово - "поэма".

    В набросках к "Учебной книге для русского юношества" Гоголь определяет жанр своего произведения как "малую эпопею" - в ее центре "частное и невидимое лицо, но, однако же, значительнее во многих отношениях для наблюдателя души человеческой... " Объясняя своеобразие малой эпопеи, Гоголь пишет, что, хотя многие из них написаны в прозе, они могут быть "причислены к созданиям поэтическим".

    Гоголь создал совершенно новый тип романа, соединивший сатиру на Россию Чичиковых, Ноздревых, Плюшкиных и лирическую поэму о Руси - родине великого народа, и называя его поэмой, Гоголь хотел подчеркнуть особую значимость в нем лирического начала.

    Метки публикации: Мертвые души

    13-11-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика