Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" рисует широкую панораму русской
жизни 30-х годов XIX столетия. Она населена разнообразными персонажами,
насыщена смешными и грустными событиями. Мы знакомимся с нравами
губернского города N, гостим в патриархальных помещичьих усадьбах,
наблюдаем за их обитателями. И все это благодаря господину средней руки,
приехавшему в эти края по каким-то пока неясным, таинственным причинам.
Очаровав губернское общество, он наносит визиты окрестным помещикам,
обращаясь к ним со странной просьбой — оформить как живых и продать
ревизские души умерших крестьян.
Кто же он, этот герой, соединивший в одно целое разрозненные картины
русских нравов, обеспечивший композиционную стройность поэмы? Очевидно,
автор не спешит дать полную, исчерпывающую характеристику Чичикову. 0н
раскрывает своего героя постепенно, повествуя о его похождениях. Каждая
новая глава сообщает о нем новые подробности, раскрывая разные грани его
характера.
Следуя за писателем, попытаемся разобраться в сущности чичиковской
натуры. Вспомним, каким выступает герой на первых страницах поэмы. Сам
автор описывает его как-то неопределенно: "...не красавец, но и не
дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок". Не
характеристика, а сплошные отрицания! Далее Гоголь дает слово другим
персонажам — губернским чиновникам и помещикам, которые аттестуют
Чичикова как "благонамеренного", "дельного", "ученого", "любезнейшего и
обходительнейшего человека". Судя по этим характеристикам, перед нами
олицетворение "идеала порядочного человека". Но знаменитая гоголевская
ирония даже в начале поэмы заставляет усомниться в столь лестной оценке.
Например, автор пишет: "Говорил он ни громко, ни тихо, а совершенно
так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный
человек". Здесь писатель применяет свой излюбленный прием, когда вторая
часть фразы, совершенно не связанная по смыслу с первой, резко снижает
положительную характеристику героя и обнажает его истинную суть.
Собственно, весь сюжет поэмы построен как разоблачение Чичикова. Ведь
в центре повествования находится жульническая афера с куплей-продажей
"мертвых душ". В системе образов поэмы Чичиков стоит несколько
обособленно. Он играет роль помещика, путешествующего по своим
надобностям, и по происхождению является им, но очень мало связан с
барским поместным бытом. У него иная психология, чем у Манилова,
Собакевича, Ноздрева и других помещиков. Он отличается от них энергией,
деловой хваткой, целеустремленностью, но в моральном отношении ничуть не
возвышается над ними. Значит, его можно отнести к чиновникам, тем
более, что он сменил немало государственных мест службы. Кроме того,
многолетняя чиновничья деятельность накладывает отпечаток на его манеру
поведения и речь. Недаром ему оказан в губернском "высшем" обществе
такой радушный прием. Это говорит о том, что неверно было бы
противопоставлять его этому обществу.
Автор постепенно раскрывает многочисленные "таланты" Чичикова,
проявившиеся на чиновничьем поприще: беспринципность, карьеризм,
угодничество, взяточничество, незаурядную выдержку и настойчивость. Но
карьера чиновника всегда была для Чичикова не целью, а средством
достижения богатства и довольства, которые воплотились в его мечте о
помещичьей жизни. Чтобы осуществить свою цель, Чичиков задумал
грандиозное мошенничество, которое он и старается осуществить в поэме.
Нельзя не обратить внимания еще на одну существенную особенность этого
героя — удивительную способность к перевоплощению. В беседе с Маниловым
перед нами предстает деликатнейший, чувствительный человек, который
воспринимается как его двойник. А с Собакевичем он отчаянно торгуется,
как кулак, делец, который ни за что не упустит своей выгоды. С
Коробочкой Чичиков разговаривает грубовато и резко, а с Плюшкиным
разыгрывает роль сердобольного благодетеля, который просто пожалел
"бедного и одинокого" старика.
Таким образом, Чичиков постоянно натягивает на себя то одну, то
другую маску, скрывая истинное отвратительное лицо мошенника, негодяя,
подлеца. Уже после того, как характер героя становится совершенно ясным,
Гоголь приводит в конце поэмы его подробную биографию, которая
объясняет, как сложился, сформировался такой характер.
Автор заставляет читателя перенестись в пору безмятежного детства
Павлуши Чичикова. Очевидно, формирование его характера началось с
отцовского напутствия при отправлении его в городское училище. Павлуше
особенно запомнился завет родителя угождать начальнику, а также беречь и
копить копейку, ибо это самая надежная вещь на свете. Юный Чичиков еще в
школе успешно претворял в жизнь эти отцовские наставления, проявляя
недюжинную изобретательность и ловкость. Автор приводит многочисленные
примеры, свидетельствующие о разнообразных средствах, благодаря которым
герой не только сохранил свой капитал, но и сумел значительно нарастить
его. Среди невинных детских затей, вроде вылепленного из воска снегиря и
дрессированной мыши, уже начинает проглядывать омерзительный облик
будущего законченного подлеца. Об этом говорят такие факты, как продажа
друзьям полученного от них же угощения, угодничество и смирение перед
учителем, которому он после окончания школы отказался помочь в
бедственном положении. История с повытчиком и его дочерью еще ярче
раскрывает низость и подлость Чичикова, его стремление использовать
людей для достижения своих корыстных целей.
Чем больше мы узнаем о герое, тем отвратительнее становится его
облик. Его душой всецело владеет страсть к накоплению, стяжательству. На
достижение этих целей направляются все его незаурядные силы и
способности. В его душе нет никаких увлечений и страстей, кроме страсти к
богатству, никаких нравственных принципов. Чичиков закономерно
превращается в прожженного дельца, рыцаря наживы. Его внешне
благообразный вид с налетом культуры скрывает звериную жажду накопления.
В образе Чичикова Гоголь вывел нового человека, буржуа,
предпринимателя, представителя нарождающегося мира капитализма. Он
определен автором как "мертвая душа", воплощенная пошлость, мерзость и
подлость. Образ Чичикова благодаря широте художественного обобщения
породил понятие чичиковщины.