В общих чертах ясно - Чичиков хотел заложить
умерших крестьян под видом живых, взять за них деньги и скрыться. Однако
при этом не всем понятно, за счет кого хотел нажиться гоголевский герой
и кто больше всего пострадал бы, если бы проделка удалась.
В "Мертвых душах" постоянно упоминается учреждение под
названием "опекунский совет". Именно секретарь опекунского совета
подсказывает Чичикову идею мертвых душ. Именно в опекунский совет
собирается Чичиков заложить купленные души.
В России было два опекунских совета - в Москве и Петербурге.
Ведали они опекой над несовершеннолетними сиротами и
"незаконнорожденными", находившимися в московском и петербургском
воспитательных домах, поддерживали нетрудоспособных инвалидов и
престарелых.
Хотя оба воспитательных дома именовались императорскими,
денег казна им не отпускала. Существовали они за счет частной
благотворительности, отчислений от лотерей и театральных спектаклей,
продажи игральных карт и т. п. Но главным источником дохода
воспитательных домов были ссудно-залоговые операции. <...>
Опекунские советы, управлявшие воспитательными домами, имели
право брать в залог движимое и недвижимое имущество, дома и ценности,
земли с находившимися на них крестьянами и крепостных крестьян отдельно.
На праве дворян закладывать собственных крестьян, то есть
получать ссуду под залог крепостных душ, построена и вся афера Чичикова с
покупкой мертвых душ.
Если ценные вещи (движимое имущество) закладывались в натуре,
то, разумеется, земли и крестьяне закладывались по официально
оформленным, подтвержденным местными властями документам,
свидетельствующим, что заложенное действительно имеется.
Время от времени государство предпринимало ревизии - переписи
крепостного населения страны, прежде всего с целью установить
количество людей мужского пола, годных в рекруты. Поэтому "ревизской
душой" назывался не всякий крепостной крестьянин, а только
крестьянин-мужчина.
С 1719 по 1850 год было проведено десять ревизий. Сведения о
крепостных крестьянах записывались в особые листы - ревизские сказки.
Впредь до новой ревизии ревизские души юридически числились
существующими; повседневный учет крепостного населения организовать было
немыслимо. Таким образом, умершие или беглые крестьяне официально
считались в наличии, за них помещики обязаны были платить налог -
подушную подать.
Этим обстоятельством и воспользовался Чичиков, скупая у
помещиков мертвые души как живые, с целью заложить их в опекунский совет
и получить кругленькую сумму денег. Сделка была выгодна и для
помещика-душевладельца - получив от Чичикова хоть малую сумму за
несуществующего крестьянина, он избавлялся вместе с тем от необходимости
вносить за него в казну подушную подать. <...>
Подлость Чичикова состояла и в том, что он намеревался
заложить фиктивных крестьян не куда-либо, а в опекунский совет. Ведь
именно на содержание сирот шли деньги, вырученные от залоговых операций.
Тем самым Чичиков рассчитывал нажиться на горе и слезах обездоленных
детей, и без того полуголодных и плохо одетых. Это было понятно каждому
современнику Гоголя. Это важно знать и нам, чтобы понять всю
безнравственность аферы Чичикова.
(Ичточник: Статья Ю. А. Федосюка "В чем суть аферы Чичикова?")