Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" — произведение сатирическое. Эта
смешная и веселая книга тем не менее наводит читателя на грустные
раздумья о судьбе России и ее народа. Особенностью гоголевского таланта
было органическое сочетание комического и трагического. Поэтому в
"Мертвых душах" смешные сцены и характеры только более ярко оттеняют
общую трагическую картину русской действительности 30-х годов XIX века.
Гоголь был убежден в том, что одним из самых действенных средств
преобразования общества является осмеяние типических пороков, которые
мешают его дальнейшему развитию. Поэтому автор широко использует в поэме
сатирические изобразительные средства.
С иронией описывает Гоголь приметы типичного губернского города,
который мы видим глазами недавно приехавшего Павла Ивановича Чичикова.
Это и дома, затерянные среди широкой, как поле, улицы, и почти смытые
дождями нелепые вывески с кренделями и сапогами, среди которых
выделяется гордая надпись: "Иностранец Василий Федоров". Юмористически
изображенный городской пейзаж дает представление не только о внешнем
виде города, но и о жизни его обитателей, их общем культурном уровне.
Побывав в городском саду, Чичиков увидел деревца, которые были не выше
тростника. Однако в газетах говорилось о том, что город украсился садом
"из тенистых широколиственных дерев". Патетические строки местного
журналиста особенно подчеркивают убожество этого небогатого,
неблагоустроенного города, где за два рубля в сутки проезжающий может
получить в гостинице "покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как
чернослив, из всех углов", или пообедать в трактире блюдом
двухнедельной давности.
Иронически рисует в поэме автор также портреты помещиков и
чиновников. Называя Манилова "весьма обходительным и учтивым", автор
характеризует героя словами из его же лексикона. Именно таким хочет
казаться этот помещик, таким и воспринимают его окружающие. Глаза
Манилова Гоголь сравнивает по сладости их взгляда с сахаром, подчеркивая
приторную слащавость. Описывая внешность Собакевича, писатель
сравнивает его со средней величины медведем, остро-иронически сближая
образ героя с животным. Это позволяет выявить характерные особенности
этого персонажа: его животную сущность, полное отсутствие в нем
эстетического чувства, высшего духовного начала. Этой цели подчинено и
уподобление мебели Собакевича самому хозяину. "Стол, креслы, стулья —
все было самого тяжелого и беспокойного свойства". Ирония в
характеристике Ноздрева связана с противоречием между ее первой частью,
называющей подобных ему людей хорошими товарищами, и следующим
замечанием, что "при всем том бывают весьма больно поколачиваемы".
Помимо иронических характеристик героев. Гоголь насыщает поэму
комическими ситуациями и положениями. Например, запоминается сцена между
Чичиковым и Маниловым, которые уже несколько минут не могут пройти в
гостиную, потому что настойчиво уступают друг другу эту почетную
привилегию, как культурные, деликатные люди. Одной из лучших комических
сцен поэмы является эпизод посещения Чичиковым помещицы Коробочки. В
этом блистательном диалоге между дубинноголовой Настасьей Петровной и
предприимчивым дельцом передается вся гамма чувств героини: недоумение,
растерянность, подозрительность, хозяйственная осмотрительность. Именно в
этой сцене полно и психологически убедительно раскрываются основные
черты характера Коробочки — жадность, упорство и тупость.
Комические ситуации в поэме связаны не только с помещиками и
чиновниками, но и с людьми из народа. Такой сценой, например, является
разговор кучера Селифана с дворовой девкой Пелагеей, которая, указывая
дорогу, не знает, где право, где лево. Этот лаконичный эпизод говорит о
многом: о крайнем невежестве народа, его неразвитости и темноте, что
явилось следствием многовекового крепостного рабства. Те же негативные
черты народа подчеркиваются комической сценой между дядей Митяем и дядей
Миняем, которые, услужливо бросившись разобрать лошадей, запутались в
постромках. Даже грамотный крепостной Чичикова Петрушка воспринимается
как пародия на образованного человека, ибо он получает удовольствие от
умения складывать буквы в слова, абсолютно не вдумываясь в их смысл.
Если в описании внешности героев автор широко применяет иронию, то в
раскрытии внутреннего мира помещиков и чиновников он использует сарказм.
Знакомство с разными типами обитателей барских усадеб при всех
индивидуальных особенностях их характеров вскрывает в них общие черты
праздности, паразитизма, пошлости, духовной пустоты. Ведь и безалаберный
прожектер Манилов, и хозяйственный Собакевич, и аккуратная прижимистая
Коробочка живут трудом своих крепостных, которые обеспечивают им
безбедную, бездеятельную жизнь. Среди помещиков, изображенных в поэме,
можно выделить тип кулака, крепкого хозяина, занятого накоплением денег,
к которому относятся Собакевич и Коробочка. В отличие от них Ноздрев и
Манилов не озабочены собиранием денег. Наоборот, Ноздрев бессмысленно и
безалаберно тратит их на картежные игры, попойки или покупку ненужных
предметов. Манилова же откровенно обворовывают и управляющий, и
ключница, и прочие слуги, а он погружен в свои — неосуществимые, далекие
от действительности мечты. Значит, и бездумное расточительство одних
помещиков, и стяжательство других свидетельствуют о моральном вырождении
дворянства в России.
Саркастически изображая в поэме чиновничество. Гоголь выявляет в нем
такие отвратительные черты, как взяточничество, казнокрадство,
недобросовестность, убожество интересов. Если такие люди находятся на
государственной службе, значит, административная система царской России
не отстаивает законность и порядок, а плодит зло и произвол. А это
является ярким доказательством антинародного характера государственного
аппарата.
Кроме иронии и сарказма. Гоголь использует в поэме гротеск в
изображении самого отвратительного героя — Плюшкина. Он являет собой
последнюю степень деградации, полную омертвелость души. Он даже внешне
потерял человеческий облик, ведь Чичиков, увидя его, не сразу понял,
какого пола эта фигура. В этом зловещем старике давно умерли все
привязанности и родственные чувства. Ему безразличны судьбы своих детей и
внуков. Он отгородился от всего мира в мрачном эгоистическом
одиночестве. Из его души выветрилось все, кроме скупости, перешедшей все
разумные пределы. Мелочное стяжательство Плюшкина превратилось в свою
противоположность. Именно образом Плюшкина Гоголь в полной мере
раскрывает всю глубину преступления помещиков перед своим народом.
Рисуя в поэме многоликое зло русской жизни, Гоголь убеждает читателя в
том, что главной болезнью николаевской России было крепостное право,
которое наносило огромный вред стране, губило и калечило народ. Недаром
Герцен назвал "Мертвые души" "историей болезни, написанной рукой
мастера".