Художественная организация поэмы задумывалась по
аналогии с поэмой Данте "Божественная комедия", то есть трехчастная:
"Ад", "Чистилище", "Рай". В первом томе, соответственно, отражен "ад"
русской жизни, на первый план выходят отрицательные стороны современной
ему России. "Комизм кроется везде. Живя среди него, мы его не видим; но
если художник перенесет его в искусство... то мы же сами над собой будем
валяться со смеху", - говорит Н. В. Гоголь.
Гоголь
поразительно остро умеет ухватить и показать обыденное под совершенно
новым углом зрения, в неожиданном ракурсе. Все гоголевские герои
неосознанно создают свой вещный мир, в точности копирующий их внутренний
мир: каждый предмет в доме Собакевича словно говорит: "И я тоже
Собакевич". На столкновении внешнего и внутреннего миров, на их
сопоставлении, взаимопроникновении, взаимовлиянии и строится
художественный метод Гоголя.