Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте

    » » » Отражение исторической эпохи в одических произведениях Г. Р. Державина

    Отражение исторической эпохи в одических произведениях Г. Р. Державина


    "Осень во время осады Очакова" (1788), "На взятие Измаила" (1790), "На победы в Италии" (1799), "На переход Альпийских гор" (1799), "Фельдмаршалу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому..." (1795), "Снигирь" (1800) - в этих патриотических гимнах Державин создает эмоциональный образ события.

    Ода "Осень во время осады Очакова" была написана для племянницы князя Потемкина, В. В. Голицыной, чей муж находился под стенами осажденной крепости, под командой Потемкина и, как заметил Державин в "Объяснениях", "Автор, не имея тоже известия о наших войсках, между страхом и надеждой послал ей сию оду". Ода начинается великолепным осенним пейзажем:

    Уже румяна Осень носит

    Снопы златые на гумно,

    И роскошь винограду просит

    Рукою жадной на вино.

    Уже стада толпятся птичьи,

    Ковыль сребрится по степям;

    Шумящи красно-желты листьи

    Расстлались всюду по тропам.

    осень – время жатвы, восходящей еще к древнерусской и фольклорной традиции метафоры военной битвы.

    Мужайся, твердый росс и верный,

    Еще победой возблистать!

    Ты не наемник - сын усердный;

    Твоя Екатерина мать,

    Потемкин - вождь, Бог - покровитель;

    Твоя геройска грудь - твой щит .

    Затем идет описание мирной семейной жизни и ожидания героя с поля битвы:

    Она к тебе вседневно пишет:

    Твердит то славу, то любовь,

    То жалостью, то негой дышит,

    То страх ее смущает кровь -

    В батальной лирике Державина складываются два типа образов героев исторической эпохи: поэтически обобщенный собирательный образ Росса - сына отечества, патриота, своеобразная аллегория национальной идеи, и индивидуализированно-конкретный, в духе пластической портретной образности Державина, стремящегося воссоздать достоверный бытовой облик человека.

    Следует обратить внимание на посвящения А. В. Суворову. Суворов, демонстративно спящий на охапке соломы в роскошном Таврическом дворце - это не только очередной образец державинской поэтики контраста, но и свидетельство ее глубокого соответствия эпохальному типу мировосприятия: "Когда увидит кто, что в царском пышном доме // По звучном громе Марс почиет на соломе". Особенно же наглядной, формально проявленной контрастностью отличается портрет Суворова в стихотворении "Снигирь", написанном Державиным на смерть великого полководца, где стихи, выдержанные в портретно-бытовом низком или абстрактно-понятийном высоком словесном ключе, чередуются как перекрестные рифмы:

    Кто перед ратью будет, пылая,

    Ездить на кляче, есть сухари;

    В стуже и зное меч закаляя,

    Спать на соломе, бдеть до зари;

    Тысячи воинств, стен и затворов

    С горстью россиян все побеждать? .

    Коллективный и индивидуальный образы героев эпохи, Росс и российский полководец в батальной лирике Державина, воплощают в себе такую эстетическую универсалию державинской лирики, как острое национальное самосознание.


    12-05-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика