Эмпирический бытовой уровень личности чаще всего находит свое воплощение в жанрах, которые позже, в XIX в., станут называть "домашней поэзией" и "дружеским посланием" ("Кружка" 1777 г., "К первому соседу" 1780 г., "Желание зимы" 1787 г., "Прогулка в Сарском селе" 1791 г., "Приглашение к обеду" 1795 г.).
Характерной приметой поэтики текстов, в которых человек предстает как обычный земной обитатель, является пластический бытописательный характер поэтической образности:
Краса пирующих друзей,
Забав и радостей подружка,
Предстань пред нас, предстань скорей,
Большая сребряная кружка!,
В подобных стихотворениях проявляется потрясающая точность описаний Державина: по стихотворению "Прогулка в Сарском селе" можно установить точку зрения, с которой поэт воспринимает окружающие его виды.
Сребром сверкают воды,
Рубином облака,
Багряным златом кроны,
Как огненна река;
Свет ясный, пурпуровый
Объял все воды вкруг
Коль красен вид природы
И памятников вид,
Они где зрятся в воды .
Пластицизм мирообраза, привычный Державину, накладывает свой отпечаток даже и на условно-аллегорические образы, как, например, в шуточном стихотворении "Желание зимы", стилизованном под кабацкую песню, где образ наступающей зимы выглядит как русская барыня "в шубеночке атласной":
В убранстве козырбацком,
Со ямщиком-нахалом,
На иноходце хватском,
Под белым покрывалом
Бореева кума
Катит в санях - Зима.
Словесный портрет, столь же пластичен столь же точно соотнесен со своим живым оригиналом, на чем Державин особенно настаивал в своих "Объяснениях". Так, комментируя оду "Изображение Фелицы", он делает примечание к описанию внешности Екатерины II: "Сей куплет и следующие два описывают точно изображение императрицы, походку ее, нрав, голос и проч.". Таким образом, совокупность черт физического и нравственного облика Екатерины II: "Небесно-голубые взоры // И по ланитам нежна тень", "тиха, важна, благородна" поступь, "коричные власы", "в очах величие души", "кроткий глас ее речей" сливается в воображаемый словесный портрет. В стихах Державина можно найти и точные словесные аналогии известным живописным полотнам его эпохи. Так, в оде "Видение мурзы" (1783-1784) содержится точнейшее воспроизведение портрета Екатерины II работы Левицкого, а в оде "Тончию" (1801) почти подробно описывается один из самых знаменитых портретов Державина кисти Сальватора Тончи, где поэт изображен на фоне зимнего пейзажа в медвежьей шубе и шапке:
Одежда белая струилась
На ней серебряной волной;
Градская на главе корона,
Сиял при персях пояс злат;
Из черно-огненна виссона,
Подобный радуге, наряд
С плеча десного полосою
Висел на левую бедру...
Иль нет, ты лучше напиши
Меня в натуре самой грубой:
В жестокий мраз с огнем души,
В косматой шапке, скутав шубой,
Чтоб шел, природой лишь водим,
Против погод, волн, гор кремнистых
В знак, что рожден в странах я льдистых,
Что был прапращур мой Багрим.
Таким образом, лирическая поэзия перестает моделировать в словесных абстракциях отвлеченную умопостигаемую сущность жизни и начинает изображать мир таким, каким он виден глазу и слышим уху обыкновенного земного жителя и единым в своей разнородности.