Авторы
Период
  • Новое на сайте
  •  
    Интересное на сайте


    "Домашняя" поэзия


    Эмпирический бытовой уровень личности чаще всего находит свое воплощение в жанрах, которые позже, в XIX в., станут называть "домашней поэзией" и "дружеским посланием" ("Кружка" 1777 г., "К первому соседу" 1780 г., "Желание зимы" 1787 г., "Прогулка в Сарском селе" 1791 г., "Приглашение к обеду" 1795 г.).

    Характерной приметой поэтики текстов, в которых человек предстает как обычный земной обитатель, является пластический бытописательный характер поэтической образности:

    Краса пирующих друзей,

    Забав и радостей подружка,

    Предстань пред нас, предстань скорей,

    Большая сребряная кружка!,

    В подобных стихотворениях проявляется потрясающая точность описаний Державина: по стихотворению "Прогулка в Сарском селе" можно установить точку зрения, с которой поэт воспринимает окружающие его виды.

    Сребром сверкают воды,

    Рубином облака,

    Багряным златом кроны,

    Как огненна река;

    Свет ясный, пурпуровый

    Объял все воды вкруг

    Коль красен вид природы

    И памятников вид,

    Они где зрятся в воды .

    Пластицизм мирообраза, привычный Державину, накладывает свой отпечаток даже и на условно-аллегорические образы, как, например, в шуточном стихотворении "Желание зимы", стилизованном под кабацкую песню, где образ наступающей зимы выглядит как русская барыня "в шубеночке атласной":

    В убранстве козырбацком,

    Со ямщиком-нахалом,

    На иноходце хватском,

    Под белым покрывалом

    Бореева кума

    Катит в санях - Зима.

    Словесный портрет, столь же пластичен столь же точно соотнесен со своим живым оригиналом, на чем Державин особенно настаивал в своих "Объяснениях". Так, комментируя оду "Изображение Фелицы", он делает примечание к описанию внешности Екатерины II: "Сей куплет и следующие два описывают точно изображение императрицы, походку ее, нрав, голос и проч.". Таким образом, совокупность черт физического и нравственного облика Екатерины II: "Небесно-голубые взоры // И по ланитам нежна тень", "тиха, важна, благородна" поступь, "коричные власы", "в очах величие души", "кроткий глас ее речей" сливается в воображаемый словесный портрет. В стихах Державина можно найти и точные словесные аналогии известным живописным полотнам его эпохи. Так, в оде "Видение мурзы" (1783-1784) содержится точнейшее воспроизведение портрета Екатерины II работы Левицкого, а в оде "Тончию" (1801) почти подробно описывается один из самых знаменитых портретов Державина кисти Сальватора Тончи, где поэт изображен на фоне зимнего пейзажа в медвежьей шубе и шапке:

    Одежда белая струилась

    На ней серебряной волной;

    Градская на главе корона,

    Сиял при персях пояс злат;

    Из черно-огненна виссона,

    Подобный радуге, наряд

    С плеча десного полосою

    Висел на левую бедру...

    Иль нет, ты лучше напиши

    Меня в натуре самой грубой:

    В жестокий мраз с огнем души,

    В косматой шапке, скутав шубой,

    Чтоб шел, природой лишь водим,

    Против погод, волн, гор кремнистых

    В знак, что рожден в странах я льдистых,

    Что был прапращур мой Багрим.

    Таким образом, лирическая поэзия перестает моделировать в словесных абстракциях отвлеченную умопостигаемую сущность жизни и начинает изображать мир таким, каким он виден глазу и слышим уху обыкновенного земного жителя и единым в своей разнородности.


    12-05-2013 Поставь оценку:

     

     
    Яндекс.Метрика