Комедия "Горе от ума" — одна из подлинно реалистических комедий в
русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо,
незабываемо, психологически верно.
Но современный читатель "Горя от ума" с трудом воспринимает
произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее
Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с
фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие
"прошедшего житья подлейшие черты", заглушают комедийное звучание
произведения.
При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии.
Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей,
комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.
"Горе от ума" — политическая комедия, потому что в ней поставлены
злободневные общественные вопросы того времени: о государственной
службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском
подражании всему иностранному. Реализм "Горя от ума" выявляется и в
принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи —
характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Персонален "Горя от
ума" не карикатуры, а точные подобия живых людей.
Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах
персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость
Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство
Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия
Чацкого.
Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому,
Фамусов. Недаром это общество мы называем "фамусовским". Фамусов —
типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью
самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее
чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.
Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на
неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для
Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно,
какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к
прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не
хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в
нем ниспровергателя устоев, бунтовщика.
В Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно
опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над
людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной.
Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное,
живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.
Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб
отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое
солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это
удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но
карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: "Иные,
смотришь, перебиты". Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного
офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.
Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. "Молодые" либеральные
идеи дают возможность этой части дворянства "пошуметь" в клубе. Свою
деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической
силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик,
дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.
По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому
обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее
слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти
качества являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире.
Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и
второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная
московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в
словах. Загорецкий — необходимый спутник всех Фамусовых и хлестовых.
"Лгунишка он, картежник, вор... /Я от него было и двери на запор; /Да
мастер услужить..." — говорит о нем Хлестова.
Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог "А
судьи кто?" звучит как приговор политическому строю и моральным устоям
фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство,
глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует
подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и
мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все
дурное, потому что любит добро и истину.
Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной
интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры.
Это даже не проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным
обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.
Комедия "Горе от ума" произвела большое впечатление на современников
и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени.
Ею восхищались Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и
еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила
своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор,
пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет
"начинать новый век".